izyaweisneger


На Святой Земле

История и жизнь


Previous Entry Share Next Entry
Немецкий Бальзак
izyaweisneger
Моё знакомство с творчеством Фасбиндера состоялось в 1987 году.
Это был фильм "Лили Марлен" - о солдатах Вермахта, которые под глуповатую песенку о юноше, который влюблён одновременно в двух девушек и не знает, которую из них выбрать в жёны, сначала идут завоёвывать мир, а потом, под эту же песенку, умирают.


(Фото из Википедии)
Это главная сюжетная линия фильма.
Но есть и другие.
Например, история певички, которую нацистская пропаганда превращает в звезду эстрады.

Именно она исполняет эту песню, которую как наркотик, нацистская пропаганда впрыскивает прямо в мозг идущим убивать и умирать немецким солдатам.

Есть в этом фильме и другая сюжетная линия: любовь певички и дирижера-еврея.
В годы нацистской диктатуры влюблённые оказываются по разные стороны фронта: она - служит нацистской пропаганде, а он уходит в сопротивление.

Бывшие влюблённые встречаются после войны, но их уже ничего не связывает, кроме воспоминаний.

После "Лили Марлен" я посмотрел все, ну или все доступные для просмотра фильмы этого режиссёра.

В своём творчестве Фасбиндер не похож ни на одного из известных режиссёров.
Его фильмы смотрятся на одном дыхании и запоминаются на всю жизнь.

Википедия пишет о нём:
"В начале 1970-х годов в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обратился к жанру мелодрамы, причём образцом ему послужили фильмы «голливудского немца» Дугласа Сирка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — принёс плоды".

Но лично у меня сложилось прямо противоположное мнение о творчестве Фасбиндера.
На мой взгляд, он не только не стремился угодить публике, но и шёл наперекор общественному мнению и общепринятым нормам.

Герои его фильмов - рабочие мигранты из бедных стран Южной Европы и Северной Африки («Любовь холоднее смерти»), одинокие люди и неудачники.

И всё-таки главный герой фильмов Фасбиндера - это западногерманское общество, состоящее из циничных и безжалостных обывателей ("Катцельмахер").

Судьба людей, не вписывающихся в общество, живущее по жестоким правилам бюргеров, в фильмах Фасбиндера трагична.

Кстати, в восьмидесятые годы прошлого века у антисоветчиков был популярен риторический вопрос: "кто победил в войне: мы или они?!", подразумевая уровень благосостояния в ФРГ и в СССР.

Но всё имеет свою цену и это хорошо показано Фасбиндером в "Замужестве Марии Браун".

Пересказывать этот фильм нет смысла. Да и остальные фильмы Фасбиндера, тоже.
Их надо смотреть.

Западногерманской публике правда о себе в фильмах Фасбиндера не нравилась и в 70-х годах прошлого века режиссёру устроили настоящую травлю.
Его обвиняли в связях с "Красной армией Германии" и в антисемитизме.

Одно время Фасбиндер даже хотел уехать из ФРГ.
Но потом от него отстали и он до конца жизни снимал свои фильмы в Западной Германии.

Он прожил всего 37 лет, но успел очень много.
Сегодня без его фильмов невозможно себе представить мировой кинематограф, а тем более - германский.


Райнер Вернер Фасбиндер - германский режиссёр, сценарист и актёр родился 31 мая 1945 года в американской оккупационной зоне поверженной и разрушенной Германии.

Он с детских лет мечтал о кино, рано начал писать пьесы и сценарии, но путь Фасбиндера к режиссёрской славе не был лёгким.

Фасбиндер был из тех, о ком гениально сказал (в числе прочего) Уильям Блейк: "Орёл никогда не теряет больше времени, чем когда ему приходится учиться у вороны".

Райнер Вернер не получил школьный аттестат и не был принят в Академию кино и телевидения Западного Берлина, куда поступал дважды.

Но он не расстаётся со сценой: участвует в массовках, работает звукооператором, помощником режиссёра и продолжает писать пьесы и киносценарии.
Более того, Фасбиндер заканчивает актёрскую школу-студию Фридля Леонгарда, в которой проучился два года, поступает в "Акцион Театр", а после распада последнего, с группой единомышленников создаёт свою труппу под названием "Антитеатр".
Однако кино осаётся одновременно его главной целью и смыслом жизни для Фасбиндера.

Первый свой фильм он снимает на свой страх и риск в возрасте 21 года.
Это был короткометражный фильм, снятый на 8 мм киноплёнку.

Как и многие его ранние творения - пьесы и сценарии, этот фильм не сохранился.

Дебютом Фасбиндера в большом кино стала лента "Любовь холоднее смерти".
Критика и публика приняли фильм в штыки.
Ещё бы! Ведь фильм повествует о незавидной судьбе гастарбайтеров в Германии.

Кстати, после Фасбиндера никто ничего подобного больше не снимал, а тема эта сегодня ещё более актуальна, чем во времена, когда была снята картина "Любовь холоднее смерти".

Второй фильм Фасбиндера «Катцельмахер» был снят всего за 9 дней и в отличие от своего предшественника имел бешенный успех: режиссёра олауреатили и наградили всевозможными призами Западногерманского кинематографа.

Не то, чтобы этот фильм рисовал послевоенную Германию в светлых тонах.
Но в нём, в отличие от "Любовь холоднее смерти" есть положительный герой - сильная духом и бескорыстная немецкая девушка Мария.

Настоящая слава пришла к Фасбиндеру в середине семидесятых.
В это время его признали за рубежом.
В 1974 году на Каннском кинофестивале Фасбиндер награждается премией ФИПРЕССИ и Призом экуменического жюри.
Тогда же Французская синематека организовала первую ретроспективу его фильмов.

По его фильмам можно не только изучать, но и прочувствовать историю послевоенной Германии.

В своих фильмах он показывал самые тёмные стороны общества всеобщего благоденствия: цинизм и лицемерие высшего света, нищету и не только материальную, общественного дна.

Критики в Германии и за рубежом окрестили его "немецким Бальзаком".

На мой взгляд, это вполне справедливо.

Фасбиндер был не то, чтобы человеком "не от мира сего".
Скорее, ему было плевать на общественное мнение.

Он никогда не скрывал своего гомосексуализма, причем в те годы, когда гомосексуализм в Германии отнюдь не приветствовался.

Полу-подпольные гей-клубы он начал посещать с 15 лет и, по-видимому, тогда же познакомился с наркотиками.

Причиной его смерти биографы называют передозировку.

Но это не так.
Главным в его жизни были не наркотики и не гомосексуализм.

Фасбиндер был прежде всего творческой личностью, гением.
И определение гениальности как "99% трудолюбия" относится прежде всего к таким людям как Фасбиндер.

Он работал буквально 24 часа в сутки.
На съёмки одного фильма у него уходило от нескольких недель до нескольких месяцев.

При этом ни в одной его картине вы не найдёте даже случайной складки на костюме.

Да, он взбадривался кокаином.
Да, был гомосексуалистом.

Но лучше и достойнее смотреть его фильмы, чем рыться в грязном белье гения.


promo izyaweisneger february 14, 08:00 10
Buy for 20 tokens
Давайте дружить! Добавляйтесь в друзья, если вам интересен мой живой журнал. Стараюсь, чтобы он был именно живым. О чём мой журнал: Первоначально я планировал сделать его тематическим и посвятить истории, прежде всего палестиноведению. Но потом решил не ставить каких-либо рамок - так интереснее.…

  • 1
После такого описания, решил вечером что нибудь посмотреть из его фильмов

Думаю, Вы не пожалеете.)

удивилась , думала никто и никогда не вспомнит гениального Фасбиндера ,не каждый воспримет его фильмы , так на то он и Гений , доступен не каждому , большое спасибо

Радует, что не я один.) Впрочем, я даже уверен был, что не один такой ценитель.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account