izyaweisneger


На Святой Земле

История и жизнь


Previous Entry Share Next Entry
Светлая память! Илья Сергеевич Глазунов (10.06.1930-9.07.2017)...
izyaweisneger
Оригинал взят у ariananadia в Светлая память! Илья Сергеевич Глазунов (10.06.1930-9.07.2017)...
Светлая память! Илья Сергеевич Глазунов (10.06.1930-9.07.2017)... "Храни Бог Россию!" ЖанровоПортретное (2 видео)



(картины кликабельны)





Автопортрет 1999 год



Илья́ Серге́евич Глазуно́в (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик РАХ (2000). Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Илья Сергеевич Глазунов — один из самых известных и талантливых русских художников современности. Без сомнения, в современном русском искусстве этот мастер является одним из самых ярких представителей живописи. Его имя уже стоит в числе величайших живописцев нашей страны. Вклад этого человека во всю русскую культуру сложно переоценить ещё и по той причине, что он является не просто живописцем, но и талантливым педагогом, преподавателем, под чьим руководством наша страна получила немало великолепных художников. Илья Глазунов является основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова.





Вечная Россия 1988 год



«Вечная Россия» («Сто веков») — одна из самых известных работ И. С. Глазунова. Закончена автором в Москве в 1988 году. Первоначально называлась «Сто веков», позже была переименована в «Вечную Россию».

Как пишет О. Платонов в биографии художника, это полотно И. Глазунов посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных им, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, учёных, композиторов, создававших, возвышавших и защищавших Россию.





Храни Бог Россию! 1999 год



"Моя жизнь"

 

0c4f4772f2e61428a941e9e9a71bd254.jpg



1930 – 1939



Илья Сергеевич Глазунов родился в семье ученого С. Ф. Глазунова и О. К. Глазуновой (Флуг). Поступает в детскую школу искусств, затем — в художественную школу на Петроградской стороне.



17s22 glaz mother.jpg

Илья с мамой О. К. Глазуновой (Флуг)



1940 – 1949



Во время Великой Отечественной войны в Ленинградской блокаде погибают родные И. С. Глазунова. 11-летнего Глазунова эвакуируют на Большую землю. На новом месте жительства, в Новгородской области, Глазунов посещает школу, делает зарисовки из крестьянской жизни. В конце войны возвращается в Петербург и поступает в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, активно занимается живописью. Посещает Таллин, Москву, Киев. В Киево-Печерской лавре старец отец Тихон отговаривает художника от монашества и благословляет на мирскую жизнь.



1950 – 1959



Обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Проводит студенческие практики в Юкках, Васильсурске на Волге, Плесе и Угличе, на строительстве Куйбышевской ГЭС. Пишет дипломное полотно «Дороги войны», которая в итоге было отвергнуто ученым советом. Знакомство и вступление в брак с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа.



Ilya Glazunov with His Wife Nina Vinogradova-Benois.jpg



Знакомится с Л. Л. Оболенским, беседы с которым формируют интерес к личности Достоевского и древнерусской живописи. Создает картину «Достоевский в Петербурге» и иллюстрации к романам «Идиот» и «Бесы».



Получает Гран-при международного художественного конкурса, организованного журналом «Всемирные студенческие новости». Первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусств в Москве, которая вызывает большой резонанс и споры.



1960 – 1969



1965

1965 с женой в русских костюмах



И. С. Глазунов декларирует свою творческую позицию в статьях в печатных изданиях и автобиографической книге «Дорога к тебе. Из записок художника».

Много путешествует и работает на Русском Севере. В картинах дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По приглашению итальянских деятелей культуры посещает Италию.

Входит в оргкомитет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Становится организатором и руководителем «Клуба любителей древнерусского искусства», позже получившего название патриотического клуба «Родина».

Работает над иллюстрациями к произведениям Куприна, Лермонтова, А. К. Толстого.



Выставка, организованная в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве («Манеж»), закрывается через пять дней по требованию Московского союза художников.



Пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Поездки и выставки в Копенгагене, Париже, Лаосе. Во время поездки во Вьетнам создает более 150 работ — «Вьетнамский цикл». Принят в Союз художников СССР.



1970 – 1979



1970

1970 год



Работает над иллюстрациями к произведениям Достоевского, Некрасова, Блока, Лескова, Гончарова. Первая выставка в Ленинграде, в окружном Доме офицеров, закрывается по указанию Ленинградского обкома КПСС. Выходит первая в СССР монография о художнике. Творческая командировка в Чили, поездка в Индию. Рождение дочери Веры. Поездка в Финляндию, выставка в Хельсинки и Стокгольме (Швеция). Выставка в городах ФРГ и ГДР. Художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.

Творческая «ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали, создание серии «БАМ». Посещение Оптиной пустыни. Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка в Токио (Япония).



Вместе с женой работает над художественным оформлением оперы Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере. Начинает преподавать в Московском государственном художественном институте имени Сурикова.



6.jpg



В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово».



1980 – 1989



Присуждение звания «Народный художник СССР». Совместно с супругой исполняет декорации и костюмы к опере Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине. Работает над декорациями к постановке балета на музыку Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета. Работает художником-постановщиком оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре в Москве.



Организует и становится директором Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

Выставки в ключевых европейских столицах, российских и украинских городах. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Достоевского.

Творческая командировка в Никарагуа, создание серии «Никарагуанский дневник». Посещение Кубы, написание портрета Фиделя Кастро.

Выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творчества.

Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.



Выходит фильм о Глазунове «Художник и время».



Фильм Илья Глазунов. 1985.



1990 – 1999



Поездка в Италию с группой студентов, пишет портрет папы Иоанна Павла II. Создает картины «Апокалипсис. Слепой сеятель», «Ветер», «Великий эксперимент», «Слава предкам!», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Достоевский», «Христос в Гефсиманском саду», «Моя жизнь», «Россия, проснись!» и другие.

Выставки в Перми, Свердловске, Куйбышеве, Сыктывкаре, Днепропетровске, Кисловодске, Краснодаре.

Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова». Награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Побеждает в конкурсе архитектурных проектов по реконструкции XIV корпуса Московского Кремля. По опросу ВЦИОМ назван «Самым выдающимся художником XX века». ЮНЕСКО присуждает художнику «Золотой глаз Пикассо» за большой вклад в культуру и искусство. Выставка «Храни Бог Россию» в московском «Манеже».



с 2000 по настоящее время



Художник награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III, II, I степени за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования. Выходит документальный фильм о жизни и творчестве художника «Черная вода, белая льдина».

В Москве на Волхонке, 13 открывается Московская государственная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова.



Владимир Путин во время посещения Музея сословий России. С народным художником СССР Ильёй Глазуновым.jpg



Награждается премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Галерею Глазунова посещает Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский.

В московском «Манеже» открывается выставка работ, посвященная 80-летнему юбилею художника и фотоэкспозиция «Художник и время».

Награждается Русской Православной Церковью орденом Андрея Рублева I степени.



46b6a1.jpg

Илья Глазунов. Лестница одиночества</h2>





Илья Сергеевич Глазунов и Инесса Дмитриевна Орлова. Павловск. 1998.jpg

Илья Сергеевич Глазунов и его муза Инесса Дмитриевна Орлова. Павловск. 1998





Великий эксперимент 1990 год

Картина «Великий эксперимент» является жесткой критикой тех, кто проводил безжалостные опыты над русским народом в построении «нового мира». В центр картины помещена пятиконечная масонская звезда, уменьшенный образ которой с сатанинской символикой мы видим чуть ниже верхнего луча. В этой звезде, как в некой рамке помещены лица наиболее активных строителей «светлого будущего», окрашенные в серо-зеленые цвета гниения и распада.



Слева – погружается в адскую бездну, полыхающую морем огня, в котором извивается гигантский змей, царская Россия. Самая крупная группа здесь – сияющая ореолом святости зверски замученная семья последнего императора России.



Справа над мозаикой лиц и плакатов страдающий лик Христа, несущего тяжелый березовый крест (символ России). Из правого глаза его выкатилась кровавая слеза…





Дороги войны 1985 год



Прощание 1986 год



Разгром храма в Пасхальную ночь 1999 год

Время действия, изображенного на картине, — начало 20-х годов XX столетия. В православный храм, куда собрались представители всех сословий царской России, врывается революционная банда. В центре композиции — комиссар в кожаной куртке с маузером, держащий на поводке собаку с Георгиевским крестом на шее. Его ненавидящий взгляд через пенсне направлен на распятие Христа в правой стороне картины. За ним толпится революционное отребье: матрос с винтовкой и пулеметом, персонаж, выпускающий из мешка свинью с церковным крестом, блудница в генеральской шинели, накинутой на голое тело, баба в горностаевой шубе, отобранной у «буржуев», «революционная семья» в венчальных коронах, на которых пришпилены пентаграммы...



Справа, у ног Христа, распинаемая Россия с ее священнослужителями и святыми, дворянством, воинством и купечеством, простыми пахарями, со всеми теми, кто был олицетворением государственного строительства на нравственных началах.



Атмосфера действия и образы картины воссозданы на основе богатого исторического и художественного материала, собираемого автором в течение всей жизни.



Происходящее в храме трагическое действо свершается на фоне евангельских сюжетов, запечатленных на стенах оскверняемого храма.



Земное в картине перекликается с небесным, и эта перекличка заставляет глубже вдуматься в происходящее, соотнести прошлое с нашими днями, задуматься о будущем.





Раскулачивание 2010 год



Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию 1980 год

Париж. Штаб-квартира ЮНЕСКО.

Предложение ЮНЕСКО русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого
международного признания его творчества. Французские критики отметили, что в ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.

Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: "Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости".

Международная критика отметила необычность колорита, смелость решения и поистине новаторскую подачу столь трудного по выражению содержания





Мистерия ХХ века 1999 год

В этой картине художник показал апокалипсический вектор бытия XX века.



Первый вариант «Мистерию XX века» был написан в 1977 году, когда в СССР свирепствовала идеологическая цензура. От Ильи Глазунова требовали снять с экспозиции эту картину на готовящейся к открытию выставке его работ. Художник пожертвовал выставкой, но отказался выполнить требования чиновников, рискуя не только выставкой, но и своей карьерой. Угрозы слышались с самых вершин государственного Олимпа: со стороны ЦК партии, Министерства культуры и Союза художников СССР. Вопрос стоял о депортации Глазунова из Советского Союза, как был выслан за свои неудобные литературные труды А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Выставку так и не открыли, и лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: «Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда». Хотя выставка и не состоялась, фотографии «крамольной» картины тайно расходились по необъятному тогда Советскому Союзу. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». И только по прошествии многих лет, в дни перестройки, скандальное произведение было, наконец, представлено широкой аудитории на выставке художника в Московском Доме молодежи.



К 2000 году Илья Сергеевич завершил работу над новым вариантом нашумевшей «Мистерии». Это было продиктовано необходимостью художественно и философски осмыслить обрушившийся на страну вал общественно-политических событий последнего десятилетия минувшего века. В новом варианте художник приписал второй свой автопортрет справа на полотне в соответствии со своим возрастом (в 2000 году И. С. Глазунову исполнилось 70 лет).





Закат Европы. 2003 год



Рынок нашей демократии 1999 год



Христос и Антихрист 1999 год



А.С. Пушкин. Накануне. 1994 год



Канун. 1917 год (2003 год)



Изгнание из рая (1994 г.)



Поединок 2004 год Из цикла "Поле Куликово"



Райские птицы Древней Руси 2010 год



Натюрморт



Неточка и княжна Катя 1970 год

Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова"

Бумага, соус, пастель, графитный карандаш.



Новодевичий монастырь 1999 год



Наведите курсор, чтобы увидеть название

Венецианское адажио.Возвращение блудного сына   1977 год.



Борис Годунов.



Иван Грозный.



Князь Олег и Игорь



Проводы войск.



Ярославна.



Слава предкам!.



Княгиня Евдокия в храме.



Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока Незнакомка.



Настасья Филипповна в Павловске -1981.

Русская красавица

Портрет Иосифа Кобзона   1990 год.



Портрет певицы Е.В. Образцовой.



Портрет П.А. Столыпина.



Семья:



Нина. Портрет жены художника   1980 год.

Нина. Портрет жены художника 1980 год.



Супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 — 24 мая 1986)

Нина Александровна родилась в 1936 году в Ленинграде.

Дочь архитекторов Марианны Людвиговны Шретер (Виноградовой) и Александра Николаевича Виноградова. Ее дядя Н.А.Бенуа 30 лет был главным художником "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны, которая была дочерью архитектора, ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата всемирно знаменитого Александра Бенуа.

Училась на искусствоведческом отделении исторического факультета ЛГУ. С 1957 с мужем художником Ильёй Сергеевичем Глазуновым жила в Москве, где окончила отделение графики Полиграфического института.



20.jpg



Оформляла книги, работала в технике линогравюры, писала акварельные натюрморты. Нина занималась живописью, искусствоведением, историей русского костюма. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы "Князь Игорь" и "Пиковая дама") и Москве (опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Она создала 500 потрясающих костюмов в Большом театре для «Легенды о граде Китеже». Нина Александровна была талантливым художником, но она также была и необыкновенной любящей женщиной, поэтому предпочла посвятить свою жизнь мужу и его творчеству, помогая ему в работе, служа моделью для многочисленных портретов.



Нина в шубке   1954 год

Нина в шубке 1954 год



Нина была его музой, и образ ее угадывается во многих картинах художника.

Глазунов с восторгом говорил о жене, о ее «рассветных глазах», о необыкновенной нежности, о чуткой и трепетной душе.

В своих интервью Илья Глазунов говорил о своем преклонении перед женской красотой:" Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять, - женская красота. Тайна женственности загадочна. Считаю, что равенства между мужчиной и женщиной не может быть. Мы должны боготворить Женщину и не относиться к ней так, как предлагает наш во многом грязный и циничный XXI век."

И судя по тому, что его музы довольно часто менялись, грешен он был не единожды, но после смерти жены он больше не решился на брак.



14.jpg

1969 год



"Словно я слышу ее голос: «Я всю жизнь отдаю тебе, я верю, что через тебя действует высшая сила, и мое назначение любить тебя и быть преданной. Ты говорил однажды, что никогда, ни на ком не сможешь жениться - ты воин и должен быть свободен в своих действиях. Я знаю: мой долг и смысл моей жизни - это служение тебе».



Вера жены в мою предначертанную Богом миссию давала мне великую силу и спокойствие, которые помогали выстоять в страшной борьбе - не случайно мои московские друзья называли ее позднее боярыней Морозовой. Лишить меня моей нерушимой стены - неукротимой, нежной, волевой и неистовой Нины - было мечтой многих черных людей и тайных сил: конец ее потряс меня до основания смертной болью и ужасом, он был предопределен, и приговор приведен в исполнение."



1974 год в Стокгольме

1974 год в Стокгольме



Нина Виноградова-Бенуа трагически погибла 24 мая 1986 года. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор. Нину нашли в Москве, выпавшей из окна.

Сразу же поползли слухи об очередном увлечении Глазунова молоденькой красивой девушкой, которая была на тот момент его моделью. Но ведь это случалось и раньше – творческой личности свойственно увлекаться.Часто оправданием служит то, что без страсти к модели невозможно изобразить эту самую страсть на холсте. Будучи художницей, Нина, наверно, пыталась все это понимать. Она не могла не слышать рассказы о любовных увлечениях ее мужа. Истории эти переходили из уст в уста уже много лет. На момент первой из них, с актрисой Ларисой Кадочниковой, их браку был всего год.



Народный художник СССР Илья ГЛАЗУНОВ в своем интервью в ноябре 2012 года сказал: «Шапка, которая была на моей жене Нине, когда она выпрыгнула из окна, — чужая, у нас такой не было. Думаю, это убийство, и следователь мне признался: «Я знал, кто убил вашу жену, и настаивал на расследовании, а мне сказали: «Не твое это дело»

Часто творческие люди очень эгоистичны, все подчиняют вокруг своему таланту, не щадя своих близких. И это может привести к трагической развязке.

Так что же это было - убийство, самоубийство?



24.jpg

1996

1996



Сын — Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.



Иван Глазунов.jpg

1999

1999



Дочь — Вера Глазунова, художник, автор картины «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна перед казнью в Алапаевске».



декабрь 2009.indd

декабрь 2009

2010</h2>


С детьми и внуками





Илья Сергеевич Глазунов скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин



Илья_Глазунов,_2015.jpg





 




Здесь можно посмотреть больше картин... http://glazunov.ru/tvorchestvo

исток



promo izyaweisneger february 14, 08:00 9
Buy for 20 tokens
Давайте дружить! Добавляйтесь в друзья, если вам интересен мой живой журнал. Стараюсь, чтобы он был именно живым. О чём мой журнал: Первоначально я планировал сделать его тематическим и посвятить истории, прежде всего палестиноведению. Но потом решил не ставить каких-либо рамок - так интереснее.…

  • 1
Прекрасный рассказ о большом мастере!

Согласен. Я часто перепечатываю материалы этого автора.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account