Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Categories:

Пчеловоды Святой Земли

Для тех, кто не знаком с историей пчеловодства в Алжире, сразу скажу: в Алжир пчёлы попали из Палестины.
Впрочем, возможно пчёлы там были и раньше.
Но пчеловодство в Алжир привезли братья Балденспергер из Палестины.
Всего братьев было пятеро.
Самый известный из них - Филипп, автор книги "Неизменный Восток: Изучение народов и обычаев Палестины".
Пчеловодство было страстью и, без преувеличения можно сказать, делом всей жизни братьев Балденспергеров - уроженцев Палестины.
Но, обо всём по порядку.
В предисловии к вышеупомянутой книге Филиппа Балденспергера описывается подробная история жизни не только самого автора, но и его семьи.

Отец семейства - Генрих, был родом из Баденсхайма в Эльзасе и прибыл в Палестину в 1848 году в качестве миссионера протестанстской церкви по поручению Базельской миссионерской организации, называвшей себя просветительской(что и было отражено в её названии).
Родители Балденспергера поженились в Иерусалиме, куда будущая мать Филиппа прибыла вслед за отцом.
Родители Филиппа вскоре прервали связь с христианской миссией Базеля, купили землю в районе Артаса(окрестности Иерусалима с превалирующим христианским населением, палестинский аналог болгарского Габрово), построили здесь свой дом и занялись сельским хозяйством.
Во времена Балденспергеров жители этой деревни пребывали в постоянном страхе перед окрестными бедуинами.
Но родителей Филиппа это обстоятельство, похоже, не испугало.
В это же время, на горе Сион в Иерусалиме, англиканский епископ Гобат основал школу для мальчиков из числа арабских сирот и призвал супругов Балденспергеров помочь ему в этом благородном деле в качестве воспитателей.
Супруги согласились и отдали этому делу сорок четыре года своей жизни.
У англиканской школы для детей-сирот есть своя необычная история.
Она находилась, согласно древним преданиям, на месте развалин древней крепости царя Давида.
Эти развалины были куплены ( у кого,в предисловии не уточняется) англиканской церковью.
Именно на этих развалинах и была построена школа для арабских детей-сирот.
Директором школы был немец по фамилии Пальмер.
Занятия велись на английском языке, но в школе изучался также и арабский - для этого в школе были заняты учителя арабского языка из числа уроженцев страны.
В школе воспитанники говорили по-английски, а за её пределами - по-арабски, поскольку большинство из шестидесяти-семидесяти воспитанников были арабами.
В семье Балденспергеров говорили на немецком, но в почёте был также и французский. В школе дети супругов говорили по-английски, а со сверстниками-арабами - по-арабски.
Таким образом, все четыре языка были для Филиппа, его братьев и сестры родными с детства.
В юности Филипп и его старший брат много путешествовали по Палестине до Моавитских гор - Иордании и досконально узнали страну.


Будущий автор фундаментального труда по этнографии Палестины Филипп Балденспергер родился 5 июня 1856 году на горе Сион в Иерусалиме и рос, вместе со своим старшим братом, среди своих арабских сверстников.
О детстве младших братьев Филиппа в предисловии не говорится, но надо полагать, что и они росли и воспитывались аналогичным образом.
Достигнув совершенолетия, Филипп добровольцем отправился в Германию, где пять лет - с 1875 по 1880 годы - служил в кавалерии.
По окончании военной службы он вернулся в Палестину и сделался страстным пчеловодом.
В течение следующих двенадцати лет - с 1880 по 1892 годы, Филипп развёл пасеки по всей стране: От Яффа до Иерусалима, от Хеврона до Газы.
Увлечённым пчеловодом был и отец Филиппа, державший улии как на самой горе Сион в Иерусалиме, так и у знаменитых Соломоновых прудов в районе Вифлеема.
Но сиротский приют не оставлял ему много времени для пчеловодства и сердцем всего дела был его сын Филипп.
Дабы получить необходимые знания и навыки по пчеловодству, Филипп отправился в Бейрут, где в это время двое североамериканских учёных Д.А. Джонс и Франк Бентон были заняты исследованием восточных пчёл.
Филипп провёл рядом с ними несколько месяцев, перенимая опыт по кормлению и уходу за пчёлами, прежде чем вернулся в Палестину.
Под влиянием Филиппа четверо других его братьев оставили все свои занятия в сфере сельского хозяйства и занялись исключительно пчеловодством.
Было то выгодным делом или просто страстью братьев, сказать трудно.
Скорее второе, поскольку в своём деле они столкнулись с непреодолимыми препятствиями, но тем не менее упорно продолжали основывать всё новые пасеки по всей стране в течение нескольких лет.
Летом они держали свои улии на холмах, а зимой перевозили их в прибрежную полосу.
Улии и пчёл они перевозили на верблюдах и на ослах, при этом постоянно подвергаясь то нападениям местных бандитов, промышлявших на дорогах страны, то поборам ненасытных турецких чиновников.
И это были далеко не все беды, которые постигли братьев.
Пчёлы, как и верблюды, их перевозившие, болели и гибли от болезней и просто от тягот дороги.
Но самым страшным для подвижников было то, что местное население чаще всего встречало промысел братьев без особого энтузиазма, мягко говоря(хотя по меньшей мере ещё в конце шестнадцатого века, согласно налоговым ведомостям Оттоманской империи, местные арабы занимались разведением пчёл).

В конце-концов, двое братьев отправились в Алжир, в надежде, что там, под властью европейцев, они смогут развивать пчеловодство.
Братья провели в Алжире несколько лет, но в конце-концов вернулись в Палестину, где вскоре умерли(вернулись они вскоре после того, как Филипп Балденпергер отплыл в Нант)
Ещё один брат Филиппа утонул в море, во время купания.
Сам Филипп покинул Палестину в 1892 году, отчаявшись в успехе своего предприятия и поселился вместе с семьёй во Франции.
Занятия пчеловодством продолжал оставшийся в Палестине ещё один брат Филиппа. Причём не без успеха.
К этому времени турки уменьшили поборы и сумели несколько приструнить вооруженные банды на дорогах страны.
А Филипп, поселившийся во Франции, посвятил себя исследовательской работе не только по пчеловодству, но всё более и более погружаясь в работу по этнографии своей Родины.
В девяностых годах девятнадцатого века статьи Филиппа по пчеловодству и этнографии публиковали самые авторитетные научные журналв Британии, Германии и Франции.
А самая первая его публикация о Палестине датируется 1883 годом. Она вошла в сборник на немецком и иврите, изданный в Иерусалиме под редакцией слепого еврейского издателя А. Лунца.
В девяностые же годы девятнадцатого века Филипп Баленпергер считался одним из крупнейших авторитетов в изучении Палестины.
Клод Кондер - руководитель Палестинского исследовательского фонда , в то время крупнейшей исследовательской организации по изучению Палестины, назвал Филиппа Баленпергера "Голосом Востока", давшего точные свидетельства и интересные , до того почти неизвестные сведения о Святой Земле.
На него ссылались крупнейшие ученые, занимавшиеся исследованиями Палестины. Сборник его текстов был даже переведён на иврит ещё в конце девятнадцатого века под общим названием: "Страна Израиля: Настоящее и прошлое".
Главным трудом Филиппа Баленпергера является "Неизменный Восток". Это очень важный и заслуживающий доверия источник по краеведению и этнографии Святой Земли, поскольку написана эта книга исследователем - уроженцем страны, человеком наблюдательным, пытливого ума и огромного трудолюбия.
Tags: Гора Сион, Иерусалим, Святая Земля, Филипп Балденспергер, биографии, пчеловодство, этнография
Subscribe

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments