Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Кто виноват в лесных пожарах в Израиле?

В конце ноября 2016 года Израиль охватили самые страшные за всю историю страны пожары.
Под угрозой оказался третий по величине город страны, красавица Хайфа.
Во время пожаров полиция регулярно сообщала о поимке поджигателей и таких оказалось несколько десятков.
Причины пожаров тут же связали с арабами и даже заговорили о новой форме интифады - выжигании лесов, большинство из которых искусственного происхождения.
При этом арабы представлялись как антипод евреев - мол, евреи леса сажают, а арабы уничтожают.
И, более того, среди русскоязычных социальных сетей необычайно популярно утверждение, согласно которому, когда-то(несколько сот лет назад) в Палестине было много лесов, но арабы все эти леса уничтожили и только с появлением евреев началось возрождение лесных массивов в стране.
Рукотворные леса Израиля - это вовсе не сказка и, действительно, каждый год в стране высаживается огромное количество деревьев.
Однако на мой взгляд, всё же следует отделить зёрна от плевел и внести ясность в данный вопрос.

Палестинские арабы сильно отличаются от своих собратьев скажем, в той же Сирии.
И отличие это вовсе не в языке или религии, а в обычаях и традициях, наследованных от древнейших народов, населявших эту территорию в древнейшие времена - в эпоху хананеев и финикийцев.
В чем это выражалось?
Ну, прежде всего в культе умерших.
Примерно до середины второй половины девятнадцатого века, большинство населения Галилеи и Самарии жили в пещерах.
Первоначально это были обычные пещеры, приспособленные под человеческое жильё, позже над пещерами стали достраивать как бы второй этаж, дабы отделить человеческое жильё от стойла для скота, например.
Но что интереснее всего, в подавляющем большинстве этих пещер, согласно исследованиям университета Бир Зейт в Вифлееме, находились погребения умерших.
То есть, кости умерших хранились здесь же - в пещере, что свидетельствует о культе умерших.
Но это отнюдь не единственное свидетельство о связи культуры палестинских арабов с древними культами.
До 1948 года у каждой палестинской деревни был свой святой-заступник.
Также заступники и покровители были у каждой реки или ручья, поскольку без воды, особенно на Востоке, не выжить.
До Салах ад-Дина местное население молилось своим заступникам о дожде, об урожае, помощи в болезни и в бедствиях.
Молились как в глубокой древности: на возвышенностях.
Салах ад-Дин не стал воевать с языческими культами. Он поступил гораздо гуманнее - омусульманил, если можно так выразиться, местную традицию, построив на месте каждого культового места мечеть, посвященную пророкам или выдающимся личностям Ислама.
Канонизировались герои войн с крестоносцами и даже простые феллахи, прославившиеся своей праведностью при жизни.
После смерти все они становились святыми заступниками деревни или города, а просили их верующие всё о том же, о чём раньше просили языческих святых.
Более того, ещё в конце девятнадцатого века местные арабы, как христиане, так и мусульмане, вместе молились в церквях или в мечетях.
Например, мусульманки и христианки вместе молились в Молочном Гроте Богородице - и те, и другие верили, что молитва к Богородице помогает при бесплодии или маститах.
А Святого Георгия палестинские арабы, как мусульмане, так и христиане, считают избавителем от сумасшествия.
Отсюда происходит палестинское послание: "Иди к Святому Георгию(Хадару)".
Но какое это имеет отношение к деревьям и лесам?
А самое прямое.
У могилы, а точнее усыпальницы святого-покровителя деревни, согласно местной традиции, высаживался таворский дуб - особая разновидность этого дерева, устойчивого к засухе.
Дерево это считается священным не только у местных арабов, но и у друзов и является одним из символов соседней Иордании.
Культ этот связан с поверьем о том, что души умерших шейхов переселяются в эти прекрасные деревья.
Почему именно таворский дуб является для местного населения священным?
Возможно потому, что по своим целебным свойствам это дерево, достигающее в высоту десяти и более метров, уступает только маслинам.
Издревле таворский дуб местные арабы испоьзовали не только для лечения таких болезней как гипертония у взрослых или энурез у детей, но даже в косметических целях, в качестве средства для эпиляции.
Ну и вообще, это дерево даёт путникам такую ценную на Ближнем Востоке тень для отдыха.
В Израиле сохранилось несколько рощ таворского дуба, с деревьями, возраст которых составляет несколько сот лет.
Это заповедник Алон(до образования государства Израиль известный как Хирбат Черкес - арабское название означающее черкесские развалины и связано, по-видимому, с черкесским селением, существовавшим в этой местности после исхода черкессов с Кавказа, в ходе войн России против имамата Шамиля)
Заповедник представляет собой дубовую рощу, которая находится в километре от кибуца Ган Шмуэль к востоку от Хадеры.
Это уникальный природный заповедник таворского дуба - особой породы этого вида деревьев, устойчивого к засухе, сильного, красивого и очень живучего дерева.

Площадь заповедника составляет 7848 дунамов или 785 гектаров и это всё, что осталось от некогда лесного массива Шарон.
Сам лес был уничтожен не так давно - в начале прошлого века. И не арабами, а турками, которые решили пустить столетние дубы на строительство железной дороги и для топок паровозов.
Эта уникальная роща была объявлена правительством Израиля заповедником только 10 августа 1967 года.

Другим уцелевшим лесным массивом является Седжерат аль-Асра -роща десяти. Названа она так в честь десяти сподвижников пророка Мухаммада.
Согласно легенде, десять сподвижников пророка, путешествовавших по Святой Земле, решили отдонуть, но нигде не могли найти не только тень, но даже места, где бы могли привязать своих коней.
Тогда они воткнули в землю свои копья, привязали к ним коней, а затем произошло чудо - копья пустили корни и превратились в дубы.
С тех пор эта дубовая роща является священной для местных мусульман.
После образования государства Израиль роща была переименована в Хуршат Таль (переводится как Роща Росы).
Находится эта роща на севере долины Хула, к востоку от города Кирьят Шмкона, на границе с Ливаном. Часть территории исторической рощи превращена в национальный парк, а другая часть - в заповедник.
Это название связано с Псалтырем, в котором есть стих о росе, нисходящей с горы Хермон на горы Сиона.

Площадь парка Хуршат Таль сотавляет 20 гектаров, из которых половина являются национальным заповедником Израиля благодаря столетним таворским дубам. Всего их в роще насчитывается 260.

Разумеется, нелепо утверждать, что леса в Палестине до образования государства Израиль являлись неприкосновенными и сохранились в своём первозданном виде.
Лесные массивы Палестины сокращались и происходило это по разным причинам.
Кроме турок к сокращению лесных массивов в стране приложили путешественники и пилигримы, неосторожно обращавшиеся с огнем.
Кстати, выдающийся швейцарский этнограф и палестиновед Иоганн Людвиг Буркхардт, оставивший подробное описание своего путешествия в Палестину в первой половине девятнадцатого века, писал о том, что местные арабы карали смертью виновников пожаров.

Приложили к этому усилия и черкесы, поставлявшие лес в Иерусалим в качестве стройматериала и сделавшие эти поставки своим бизнесом.

Впрочем, в то время об экологии мало кто думал где бы то ни было.

Во всяком случае, утверждение о враждебном отношении арабов к зеленым насаждениям является мифом уже хотя бы потому, что арабскую деревню в Палестине невозможно представить себе без оливковых рощ.
Маслина - символ Палестины и ей посвящали и посвящают свои стихи все поэты, так или иначе связанные с этой землёй.

А вандалы они, увы, есть везде.
Разве не поджигают оливковые рощи, принадлежащие арабам, еврейские поселенцы на оккупированных территориях?
Но эти акты вандализма никоим образом не отражают истинного отношения израильтян к деревьям и природе вообще.
Думаю, то же самое в полной мере относится и к арабам.

Что касается лесов, посаженных евреями, то истинным чудом и предметом гордости для израильтян по праву можно считать эвкалиптовые рощи, которые можно встретить в Израиле повсюду.
Первые эвкалипты, однако, были посажены на территории современного Израиля в 1860 году не еврейскими поселенцами, а женой британского консула в Палестине Джеймса Финна Анной.
Будучи страстной любительницей садоводства, она посадила в своём саду несколько саженцев эвкалипта, которые Анне Финн подарил Джозеф Хукер - в то время заместитель начальника королевских садов в Лондоне.
Хукер, в 1860 году побывавший в Палестине, специально заказал для леди Финн саженцы эвкалипта в Австралии.
Саженцы прижились в саду у Анны Финн и стали первыми в Палестине.
Пытались выращивать эвкалипт в Палестине американские колонисты и германские темплеры.
Но создали эвкалиптовые рощи в Палестине евреи.
Первая такая роща появилась в сельскохозяйственной колонии Микве Исраэль благодаря основателю и первому руководителю этой колонии Карлу Нетеру, после чего эвкалиптовые рощи появляются во всех еврейских колниях Палестины, так что местные арабы прозвали эвкалипт еврейским деревом.
Эвкалипт пользовался такой бешенной популярностью у евреев Палестины прежде всего потому, что на это дерево возлагались большие надежды в деле осушения болот.
Правда эти надежды не оправдались, но мёд из цветов эвкалипта - неповторим.

Основная же масса лесных массивов была высажена уже после образования государства Израиль.
Так, например, крупнейший в Израиле искусственный лес Ятир площадью 40 кв.км. был заложен только в 1964 году.
Оно и понятно - такие масштабные мероприятия невозможно провести без организационной и финансовой поддержки если не государства, то крупной организации.
Однако и здесь всё не так просто.
В качестве базового материала для лесопосадок израильскими лесоводами была выбрана канарская сосна, которая стремительно растёт, не требует много воды, но, помимо хрупкого здоровья - подвержена грибковым заболеваниям, она ещё и горит как спичка, что не раз и становилось причиной лесных пожаров.
Ну, и наконец, созидательная деятельность по восстановлению лесов исторически сопровождалась уничтожением крупных и уникальных рек и зеленых массивов.
Непоправимый урон местной природе нанесло осуществление мечты первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона о превращении пустыни Негев в житницу Израиля.
В рамках осуществления этой мечты в 1954 году началось осуществление проекта по развороту израильских рек в пустыню Негев.
На пустыню осуществление этого плана повлияло не сильно, а вот например вторая по величине река Израиля Яркон (прежнее арабское название Аль-Ауджа), потеряла до 90% своих водных рессурсов.
Превратилась в жалкий ручей и крупнейшая река страны Иордан. Не менее плачевной была судьба и других израильских рек, например Александера(прежнее название Искандер) и Кишона.
Тот же Яркон превратился в настоящую канализацию, благодаря городским и промышленным стокам.
Такова была плата за индустриализацию и сельское хозяйство страны.
Очистка рек в Израиле началась только в конце восьмидесятых годов. Сегодня в стране существуют водные парки, ожили Яркон и Александер, но до полного восстановления израильским рекам ещё далеко, хотя проблема водных рессурсов в стране является стратегической.

Так что не всё так просто в жизни.
Для всех.
Tags: Израиль, ноябрь 2016, пожары
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Хотели как лучше, а получилось как всегда

    У изриальской полиции ума - палата. Хотели как проще, а получилось - как всегда. Чем больше препятствий у мусульман на пути в Аль-Аксу, тем больше в…

  • Сколько стоит г...о?

    Бывший премьер-министр Израиля назвал ныне действующего и семейку последнего психами. Ныне действующий - Биньямин Нетаньяху, его жена и дети…

  • (no subject)

    Вакцинация против коронавируса: Израиль остается мировым лидером Полностью вакцинированы более 54% населения страны и около 75% взрослого…

promo izyaweisneger февраль 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments