Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Categories:

От "Доживём до понедельника" до "Училки"

Вчера посмотрел фильм "Училка" Алексей Петрухина с Ириной Купченко в главной роли.
https://my-hit.org/film/415149/
Когда смотрел, неожиданно вспомнил "Доживём до понедельника" Станислава Ростоцкого - фильм, без которого невозможно представить советское кино.


И я подумал, что если "Училку" смотреть после "Доживём до понедельника", то перед зрителем предстанет целая историческая эпоха (а Советский Союз - это безусловно эпоха).
Оба фильма отделяет друг от друга примерно пятьдесят лет.

И примерно столько же разделяет героиню Ирины Купченко в "Училке" и её учеников.

Но дело не только и, возможно, не столько во времени.

Пожилую учительницу и её учеников разделяют не только эпохи, но прежде всего разочарования, и травма, полученная всеми нами во время падения дома по имени СССР.

Ученики кажутся циничными и жестокими.
Но на самом деле их цинизм - это попытка скрыть разочарование жизнью и собственную дезориентированность.

Сознательно или нет, но эти юноши и девушки пытаются освободиться от всего наносного и фальшивого, что им навязывается окружающим миром и прежде всего школой.

Может быть поэтому они так негативно относятся к школьной истории и школьной учительнице, её преподающей, Алле Николаевне.

Освободиться от фальши можно. А вот где истина, где те принципы, которые сформируют личность учеников?

Молодые люди их не находят, каждый и каждая из них ищут свой путь в одиночку.

И меньше всего ученики ожидают помощи от пожилой учительницы.

Чтобы помочь своим ученикам, она берёт их в заложники и под угрозой пистолета заставляет переосмыслить своё отношение не столько к отечественной истории, сколько к жизни.

Сюжет фильма, на мой взгляд, просто гениален.

Если бы пистолет находился в руках только "училки", то фильм стал бы ещё одним клоном голливудских триллеров.

Но пистолет последовательно переходит из рук в руки.
Оружие захватывается силой и нужно оно для того... чтобы выразить всё наболевшее, настоящее, отстоять свою точку зрения, убедить, защитить своё "я".

Пистолет, пожалуй, исполняет в фильме главную роль. Без него все монологи и сам сюжет были бы неубедительны.

И это особенность нашего времени.

В "Доживём до понедельника" главному герою - тоже учителю истории Мельникову, оружие не требовалось.
Он проповедовал добро и моральные принципы только словом и примером собственной жизни.
Эту традицию начал ещё Иисус в своей Нагорной проповеди.

Но современный человек со своими гаджетами, как ему кажется, отгородился от смерти надёжной стеной.
Слишком много фальши и нелепых мифов окружает человека. Они убаюкивают его, создавая иллюзию комфорта и безопасности.

Но смерть всегда застаёт человека врасплох, совершенно беззащитным.
И в этот момент всё наносное развеивается как шелуха.

То же происходит и с классом, который сначала "училка", а потом её ученики по очереди берут в заложники.

Смартфоны, планшеты и прочие "игрушки" - символ всего наносного, отправляются в мусорное ведро и затем выбрасывются в окно.

Остаются два поколения. Для диалога им нужен пистолет, без которого они не могут ни быть услышанными, ни доказать свою правоту.

Традиции русского гуманизма пожилая учительница пытается утвердить с помощью пистолета.
Её примеру следуют ученики, аналогичным способом заставляя слушать уже себя самих.

Этот язык оказывается универсальным и в конце фильма, ученики, учительница, директор школы и органы правопорядка приходят к сердечному согласию.

Концовка фильма явно надуманная.
Ученики, наконец, стали уважительно относиться к истории, между ними и учительницей появляется взаимопонимание и даже согласие.
Но не всё так просто в жизни.

С помощью оружия можно заставить себя слушать, заставить других людей делать то, что ты считаешь правильным или просто тебе этого хочется.
Можно добиться страха и возможно, даже почтения.

Но добиться согласия, а тем более любви - никогда.

У меня сложилось такое впечатление, что автор сценария - Екатерина Робертовна Асмус, как тяжелоатлет, взяла слишком большой вес и не знала, чем закончить свой без всякого преувеличения, гениальный замысел.

А возможно - ей просто не дали или помешали.

Фильм идеологически выдержан, как и его предок "Доживём до понедельника".
Но в "Доживём до понедельника" всё ясно: главный герой этого фильма учитель истории Мельников, несмотря на все свои ошибки, остаётся верен принципам добра.

А в "Училке" пистолет, выступающий в роли орудия добра, как скальпель хирурга, вдруг просто исчезает. Вернее, его прячет бывший ученик "училки", полковник полицейского спецназа в исполнении Андрея Мерзликина.
-"Не было пистолета!" - восклицает он.
Фильм заканчивается идилией - национальным примирением.

Концовка, на мой взгляд, неубедительна.

Вместо горьковского "а был ли мальчик?", остаётся вопрос: "пистолета не было?".





Subscribe

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments