Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Сиреневый город. Часть четвёртая

Железнодорожная станция османской эпохи, а точнее - конца Османской эпохи, находится на улице Ататюрка:

Какое отношение отец турок имеет к этой станции, история умалчивает.
Единственное объяснение данному названию - многолетнее тесное сотрудничество между Израилем и Турцией.
Правда, всё это уже в прошлом. Сотрудничество продолжается, но прежней теплоты в отношениях между Израилем и Турцией, нет. С тех пор как турки попытались прорваться к берегам Газы на корабле из Флотилии мира.
Но название улицы осталось.
Бюст Ататюрка:


Символ израильско-турецкой дружбы:




Стела посвящена погибшим в Превой Мировой войне турецким солдатам, оборонявшим город:




Но здесь вы не найдёте упоминания о Генрихе Августе Майнере - инженере, по проекту которого строилась эта станция и вообще железная дорога, связавшая в годы Первой Мировой Войны Беэр-Шеву с Синайским полуостровом.
А личностью Майснер был уникальной.
Именно он спроектировал и руководил строительством железной дорогой между главными святынями мусульманского мира - Мекой и Мединой.
Строил он не только в Саудовской Аравии - железнодорожное сообщение в Ираке и Палестине также его детище.
Причём железную дорогу в Саудовской Аравии он проектировал руководствуясь исключительно картами и расчётами - к святым местам его как христианина не подпускали.
Железнодорожное сообщение в Хиджазе(ныне Саудовская Аравия) было построено им всего за восемь лет.
За заслуги перед Османской империей Абдул Хамид пожаловал ему титул паши.
Большую часть своей жизни Майснер прожил в Турции, где и похоронен.
Железнодорожная станция в Беэр-Шеве была построена им всего за год - с 1915 по 1916 год.
Для её строительства Майснер велел разобрать железнодорожные пути между Лодом(Лиддой) и Яффо.
Железнодорожное сообщение было жизненно необходимо для снабжения турецкой и германской армий, противостоявших британцам на Синае.
Постройки включали в себя здание для персонала, железнодорожные мастерские и водонапорную башню.
Общий вид:





Обслуживали станцию евреи.
В ночь с 14 на 15 января 1917 года, станция подверглась бомбардировке британскими самолётами.
Во время бомбёжки погибли 16 рабочих-евреев.
Целью британцев была не только железнодорожная станция, но и аэродром, использовавшийся германскими лётчиками.
Зима в тот год была чрезвычайно дождливой и двадцать рабочих - половина из Яффы, другая половина - из Иерусалима, из-за скверной погоды остались не у дел.
Ночевали они в заброшенном вагоне и в ту ночь играли в карты при свете керосиновой лампы.
Дверь в вагон была открыта и свет фонаря стал хорошей наводкой для британского лётчика.
Уцелели только четверо. Один из них - врач османской армии ушёл в ту ночь домой, а троих других взрывной волной выбросило из вагона - они отделались ушибами.
Большинство же рабочих погибли на месте, а раненные - умерли в больнице от ран.
Иерусалимцев похоронили на Масличной Горе в Иерусалиме, по просьбе их вдов. Рабочие из Яффо покоятся в братской могиле на старом кладбище Беэр-Шевы. Несмотря на просьбы родных, евреев из Яффо почему-то оставили здесь.
Эта трагическая история интересна ещё и тем, что, по свидетельствам Зеева Альтшулера - одного из основателей Реховота, служившего в Первую Мировую Войну, британский лётчик, сбросивший бомбу на вагон с еврейскими рабочими, тоже был евреем.
Альтшулер утверждал, что лично беседовал с этим лётчиком, когда тот попал в плен к туркам.










После Первой Мировой Войны британцы провели железнодорожное сообщение в Палестине до Хайфы, но вместе с тем, значение станции в Беэр-Шеве резко снизилось и к 1927 году она уже не функционировала и-за своей убыточности.

Во время первой арабо-израильской войны 1948 года город заняли египетские части и здание железнодорожной станции служило штабом для братьев-мусульман.
Впоследствии здание в течение тридцати лет использовалось израильской армией под склады. Потом здесь была фабрика по производству бумаги и офисы организации охраны окружающей среды, пока в начале двухтысячных этот комплекс не был превращён в музей.

Что касается израильской железной дороги, то её новая жизнь началась только в середине девяностых годов прошлого века.

И инициатором развития железнодорожного транспорта выступил нынешний премьер-министр страны Биньямин Нетанияху.

В то время у него в правительстве и вне его находились умники, которые утверждали, что железнодорожный транспорт не нужен, потому что никто ездить не будет - у всех свои машины.
Но уже через несколько лет и по сей день, несмотря на цены - железнодорожный транспорт дороже, чем автобусы, поезда еле вмещают всех желающих, даже если они двухэтажные.

Сегодня Израиль невозможно представить без железной дороги.
Сделано много, но ещё больше предстоит сделать.
Трамвай в Иерусалиме запустили только во втором десятилетии двадцать первого века.
В Тель-Авиве трамвай и метро только строят.
Трамвай в Беэр-Шеве начнёт функционировать, скорее всего, к моему восьмидесятилетию.
А ведь трамвай был в Палестине ещё при англичанах.
Но потом израильтянам видимо очень нужен был металлолом и рельсы в Тель-Авиве разобрали.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Рассказ о Беэр-Шеве будет продолжен по мере того, как я буду разбирать свой архив.
Но продолжу обязательно.
Я люблю этот город не меньше, чем свой Яффо и Иерусалим.




Subscribe

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments