
Какое отношение отец турок имеет к этой станции, история умалчивает.
Единственное объяснение данному названию - многолетнее тесное сотрудничество между Израилем и Турцией.
Правда, всё это уже в прошлом. Сотрудничество продолжается, но прежней теплоты в отношениях между Израилем и Турцией, нет. С тех пор как турки попытались прорваться к берегам Газы на корабле из Флотилии мира.
Но название улицы осталось.
Бюст Ататюрка:

Символ израильско-турецкой дружбы:


Стела посвящена погибшим в Превой Мировой войне турецким солдатам, оборонявшим город:


Но здесь вы не найдёте упоминания о Генрихе Августе Майнере - инженере, по проекту которого строилась эта станция и вообще железная дорога, связавшая в годы Первой Мировой Войны Беэр-Шеву с Синайским полуостровом.
А личностью Майснер был уникальной.
Именно он спроектировал и руководил строительством железной дорогой между главными святынями мусульманского мира - Мекой и Мединой.
Строил он не только в Саудовской Аравии - железнодорожное сообщение в Ираке и Палестине также его детище.
Причём железную дорогу в Саудовской Аравии он проектировал руководствуясь исключительно картами и расчётами - к святым местам его как христианина не подпускали.
Железнодорожное сообщение в Хиджазе(ныне Саудовская Аравия) было построено им всего за восемь лет.
За заслуги перед Османской империей Абдул Хамид пожаловал ему титул паши.
Большую часть своей жизни Майснер прожил в Турции, где и похоронен.
Железнодорожная станция в Беэр-Шеве была построена им всего за год - с 1915 по 1916 год.
Для её строительства Майснер велел разобрать железнодорожные пути между Лодом(Лиддой) и Яффо.
Железнодорожное сообщение было жизненно необходимо для снабжения турецкой и германской армий, противостоявших британцам на Синае.
Постройки включали в себя здание для персонала, железнодорожные мастерские и водонапорную башню.
Общий вид:


Обслуживали станцию евреи.
В ночь с 14 на 15 января 1917 года, станция подверглась бомбардировке британскими самолётами.
Во время бомбёжки погибли 16 рабочих-евреев.
Целью британцев была не только железнодорожная станция, но и аэродром, использовавшийся германскими лётчиками.
Зима в тот год была чрезвычайно дождливой и двадцать рабочих - половина из Яффы, другая половина - из Иерусалима, из-за скверной погоды остались не у дел.
Ночевали они в заброшенном вагоне и в ту ночь играли в карты при свете керосиновой лампы.
Дверь в вагон была открыта и свет фонаря стал хорошей наводкой для британского лётчика.
Уцелели только четверо. Один из них - врач османской армии ушёл в ту ночь домой, а троих других взрывной волной выбросило из вагона - они отделались ушибами.
Большинство же рабочих погибли на месте, а раненные - умерли в больнице от ран.
Иерусалимцев похоронили на Масличной Горе в Иерусалиме, по просьбе их вдов. Рабочие из Яффо покоятся в братской могиле на старом кладбище Беэр-Шевы. Несмотря на просьбы родных, евреев из Яффо почему-то оставили здесь.
Эта трагическая история интересна ещё и тем, что, по свидетельствам Зеева Альтшулера - одного из основателей Реховота, служившего в Первую Мировую Войну, британский лётчик, сбросивший бомбу на вагон с еврейскими рабочими, тоже был евреем.
Альтшулер утверждал, что лично беседовал с этим лётчиком, когда тот попал в плен к туркам.




После Первой Мировой Войны британцы провели железнодорожное сообщение в Палестине до Хайфы, но вместе с тем, значение станции в Беэр-Шеве резко снизилось и к 1927 году она уже не функционировала и-за своей убыточности.
Во время первой арабо-израильской войны 1948 года город заняли египетские части и здание железнодорожной станции служило штабом для братьев-мусульман.
Впоследствии здание в течение тридцати лет использовалось израильской армией под склады. Потом здесь была фабрика по производству бумаги и офисы организации охраны окружающей среды, пока в начале двухтысячных этот комплекс не был превращён в музей.
Что касается израильской железной дороги, то её новая жизнь началась только в середине девяностых годов прошлого века.
И инициатором развития железнодорожного транспорта выступил нынешний премьер-министр страны Биньямин Нетанияху.
В то время у него в правительстве и вне его находились умники, которые утверждали, что железнодорожный транспорт не нужен, потому что никто ездить не будет - у всех свои машины.
Но уже через несколько лет и по сей день, несмотря на цены - железнодорожный транспорт дороже, чем автобусы, поезда еле вмещают всех желающих, даже если они двухэтажные.
Сегодня Израиль невозможно представить без железной дороги.
Сделано много, но ещё больше предстоит сделать.
Трамвай в Иерусалиме запустили только во втором десятилетии двадцать первого века.
В Тель-Авиве трамвай и метро только строят.
Трамвай в Беэр-Шеве начнёт функционировать, скорее всего, к моему восьмидесятилетию.
А ведь трамвай был в Палестине ещё при англичанах.
Но потом израильтянам видимо очень нужен был металлолом и рельсы в Тель-Авиве разобрали.
Впрочем, это уже совсем другая история.
Рассказ о Беэр-Шеве будет продолжен по мере того, как я буду разбирать свой архив.
Но продолжу обязательно.
Я люблю этот город не меньше, чем свой Яффо и Иерусалим.
Journal information