Об этой войне раньше не так уж и часто вспоминали по обе стороны границы.
После Второй Мировой Войны между СССР и Финляндией установились добрососедские отношения. В Финляндии не любят вспоминать о фашистском прошлом своей страны, в частности, об участии финнов в войне на стороне Германии.
В СССР и затем в России финнам об этих трагических событиях лишний раз не напоминали. После уничтожения СССР тема эта снова всплыла и освещалась в основном под одним углом: СССР агрессор, напал на маленькую Финляндию.
Но не всё так просто в этой истории.
Иногда, перечитывая старые, хорошо известные исторические документы, можно обнаружить немало интересного.
Советско-финская война тому пример.
Началась эта война 30 Ноября 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны и германской оккупации Польши.
Историки-ревизионисты советской истории представляют начало Второй Мировой войны как раздел сфер влияния между нацистской Германией и Советским Союзом, подготовленный пактом о ненападении между двумя странами и который в западной историографии принято именовать "пактом Молотова-Риббентропа".
Но если таковая договоренность существовала, то почему Советский Союз предпринимает столь лихорадочные усилия для того, чтобы обезопасить свои западные границы? Ведь ввод советских войск в Западную Украину и Белоруссию с началом немецкого вторжения в Польшу(кстати, эти территории были оккупированы Польшей в результате советско-польской войны в 1919-22 годах), было ничем иным как попыткой обезопасить свои западные границы. А сколько сил и средств было потом потрачено на возведение линии обороны на новой границе?
Война против Финляндии была еще одним звеном в этих усилиях- как можно лучше подготовиться к неминуемому нападению нацистской Германии.
Почему именно Финляндия?
В первую очередь потому, что сооруженная здесь линия Маннергейма вдоль советско-финской границы могла в равной степени служить как для целей обороны, так и для нападения на СССР.
Еще один небольшой штрих: линию Маннергейма строили вместе с финнами, а затем инспектировали, военные специалисты Третьего Рейха. Начало войны подтвердило худшие опасения советского руководства. Финские войска воевали на стороне нацистской Германии с первого дня ВОВ.
На оккупированной советской территории в восточной Карелии финские оккупанты организовали концлагеря для советских военнопленных и мирного советского населения по образу и подобию нацистских. Смертность в финских концлагерях от голода и болезней, по крайней мере за первые пол-года оккупации, была не меньше чем в нацистских: примерно 30%. Не говоря уже о расстрелянных советских военнопленных и гражданских лицах (согласно финским источникам более тысячи человек).
О войне с финнами я слышал еще в детстве от своего деда, который был ее участником.
Дед, как и большинство фронтовиков, с которыми мне посчастливилось общаться, о войне говорить не любил. Вернее, не любил говорить о ней всуе.
Но будучи грамотным человеком, в случае необходимости, дед умело давал отпор любым попыткам замарать честь Армии и Страны, которым он отдал лучшие годы своей жизни.
Особенно запомнились мне воспоминания ветерана о бедных финнах, пострадавших от "советской агрессии".
Например, его рассказ о том, как одной из ночей финны, убив охрану, вырезали затем всю роту красноармейцев.
Убивали красноармейцев спящими.
Но этого убийцам было мало: на спинах и лбах красноармейцев они вырезали звезды.
-"Страшное зрелище",-рассказывал дед, -"Красноармейцев пытали - срывали им ногти, отрезали уши и гениталии, вырезали на спинах звезды..."
Особенно в подобных зверствах отличились... финнские женщины из специальных подразделений, совершавшие стремительные лыжные рейды в тыл Красной Армии.
Сейчас опубликовано много всяких россказней о той войне, что якобы Красная Армия одерживала победы только за счет явного перевеса в людских рессурсах, заваливая трупами своих солдат вражеские доты.
По рассказам деда, на всем протяжении советско-финской границы обычные с виду финские домики представляли собой настоящие крепости. Их стены с трудом пробивали бронебойные снаряды. Финны к войне с Советским Союзом готовились основательно.
На россказни о "заваливании огневых точек противника трупами советских солдат", дед лишь презрительно усмехался:
-"Перед штурмом мы проводили такую артподготовку, что финны уже ничего не могли сделать. Когда они выходили из своих бункеров, то кровь у них текла не только из носа, но и из ушей, и изо рта.
Но дрались финны отчаянно.
Были у них "кукушки"- снайперы на деревьях и в специальных укрытиях, которых свои же приковывали цепями. Кукушки переставали стрелять только по одной причине- собственной смерти. Из-за них у нас и были самые большие потери. И ещё - мины..."
-А что с пленными?-как-то спросил я деда,-Неужели не было среди красноармейцев желавших отомстить за своих товарищей?- Я тогда был под впечатлением рассказов ветерана о зверствах финнских фашистов, поэтому и задал такой вопрос.
В ответ дед недовольно поморщился:
-"Обезоруженного врага нужно побыстрее отогнать в тыл, чтобы не путался под ногами и не мешал воевать", -было его ответом.
Еще он с улыбкой вспоминал "наркомовские" 300 грамм спирта, которые получали солдаты и офицеры Красной Армии зимой, во время жестоких морозов.
"Заветные" выдавались утром и вечером.
Были конечно и любители "принять на грудь", но по словам деда, чаще всего спиртом расстирались.
Болели, по крайней мере в его батальоне редко: на войне человека подстерегают и более суровые опасности.
Всё это я слышал от деда ещё тогда, когда о финнской войне почти нигде не говорилось.
Journal information