Жив, несмотря на Холокост и бесконечные преследования.
То же самое можно сказать об армянах.
Несмотря на Геноцид 1915 -1921 годов и регулярную резню этого народа, турками, курдами, персами, азербайджанцами, этот народ жив.
И, так же как евреи, не просто подаёт признаки жизни, а строит, творит, воюет и, как бы ни было трудно сейчас, с оптимизмом смотрит в будущее.
Нелегко Армении.
У этой страны нет выхода к морю и почти со всех сторон она зажата недружественными государствами.
Невероятно, но после страшного землетрясения в Спитаке, в многолетней блокаде, армяне сумели разгромить азербайджанскую армию и отстоять своё право на Арцах(Карабах).
Но что меня особенно тронуло в новейшей истории Армении, так это отношение к армянским беженцам, которых только из Азербайджана бежало 400 тысяч.
Никто из этих людей, насколько мне известно, не остался на улице.
К сожалению, часть беженцев и сегодня живёт в общежитиях. Квартиры от государства получили не все.
Таких людей насчитывается в Армении 1200 человек, насколько мне известно.
Но лично для меня это кажется вообще немыслимым, чтобы очень бедная по сравнению с тем же Азербайджаном страна, в условиях блокады, жестокой войны и последствий ужасного землетрясения, сумела найти кров для соотечественников.
Я вспоминаю свою репатриацию в Израиль, примерно в это же время.
Мы прибыли в Израиль со ста долларами, на человека из которых банки вычитали ещё и свой процент - что-то около 10%, если я правильно помню.
В качестве беженцев на «исторической родине», евреев из СССР не рассматривали, только из Эфиопии.
В качестве помощи новым иммигрантам выделялась так называемая «корзина абсорбции» – определённая сумма денег, предназначенная на всё про всё: от аренды жилья до покупки еды. Получение «корзины» обуславливалось обязательством со стороны получателя не покидать Израиль в течение определённого количества лет.
Сначала это было пять лет, потом – три года. В 1993 году этот срок сократился до двух лет, а потом и вовсе был отменён или сокращён до трёх месяцев (Специалисты, с которыми я беседовал, объясняют такой поворот тем, что деньги на приём новых иммигрантов поступают из-за рубежа, и поэтому Израилю выгодно, чтобы один и тот же человек или, ещё лучше, семья, въезжали в страну в качестве новых иммигрантов по нескольку раз – чем больше, тем лучше. В этом случае, выгодно всем: и государству, и новым-старым иммигрантам. Государство через свои организации и ведомства, занимающиеся приёмом иммигрантов, получают от Госдепа и еврейских организаций деньги на приём «олим хадашим» – новых репатриантов. Поэтому можно и не заметить иногда, если кто-то прибывает в Израиль в качестве нового иммигранта уже не в первый раз. Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности. Если правда, то, лихо!).
Поиск и аренда жилья, работы и вообще выживание в незнакомой стране было делом самих выживающих. Сумма «корзины» позволяла продержаться какое-то время. Если речь шла об одиночке, то такой корзины хватало месяца на три в 1991 году. Если же речь шла о семье, то на полгода. А если в семье были старики, то возможно, что и на год, при условии, что жить они – бабушки, дедушки, дети и внуки – будут все вместе.
Следует отметить, что пособия для пожилых людей, неполных семей, т.е. матерей-одиночек, были тогда достаточно высокими.
Высоки они и сейчас, особенно если сравнивать эти пособия с минимальной зарплатой. Например, достигший пенсионного возраста иммигрант, никогда не работавший в Израиле, получает пособие в 2700 шекелей, плюс скидки до 50% на проезд в общественном транспорте, плюс помощь государства в аренде жилья, плюс освобождение от муниципального налога, плюс... Кому интересно, проверьте на сайте министерства иммиграции точные размеры пособия и все полагающиеся скидки. Минимальная зарплата – т.е., зарплата уборщиц, сиделок, охранников, составляет сегодня примерно 4300 – 4400 шекелей в месяц без всех вышеперечисленных льгот и скидок. Кого интересуют абсолютно точные цифры, пусть уточнят на сайте израильской службы занятости.
Тем, кто не подпадали под вышеперечисленные категории и не могли рассчитывать на какие-либо пособия, вынуждены были соглашаться на любую работу, просто для того, чтобы выжить: дипломы о высшем образовании, диссертации, научные публикации, опыт, ни государственными службами трудоустройства, ни тем более частными, ни самими работодателями, в расчёт не брались.
Примерно в течение года, где-то с начала 1990, сумма «корзины» несколько раз сокращалась, часть её превратилась в так называемую «сохнутовскую» ссуду, выдававшуюся на совершенно кабальных условиях.
В 2008 году я ещё встречал людей, которые взяли в банке эту ссуду в девяностых и продолжали платить во второй половине первого десятилетия уже в новом столетии.
Ещё одна интересная особенность: готовясь к приёму «Большой Алии», как называли в Израиле иммиграцию из СССР, правительство полностью заморозило строительство социального жилья, а вскоре начало массовую распродажу квартир, предназначавшихся для нуждающихся, в том числе для новых иммигрантов.
Правда, по инициативе покойного Ариэля Шарона, занимавшего в те годы пост министра строительства, в страну были завезены караваны, сейчас уже не помню, откуда, кажется, из Югославии, в которых планировалось расселить всех нуждавшихся в жилье «олим». Караванные поселки возводились главным образом, на периферии – на юге и севере страны, где найти заработок всегда было гораздо более проблематично, чем в центре.
С прибытием в Израиль огромного количества иммигрантов, большинство из которых не имели ничего, кроме высшего образования, способностей, навыков, опыта и желания трудиться, а также багажа и ста долларов на человека, цены на жильё стали расти невиданными темпами: как на аренду, так и на покупку.
В результате одной ипотеки, с привязкой к индексу цен и процентами, уже было недостаточно, чтобы купить квартиру – нужно было брать ссуды на ещё более кабальных условиях. Те, кто купили квартиры сразу и смогли выплачивать ипотеку и ссуды, в конечном итоге остались в выигрыше – благодаря росту цен. Те, кто не смогли выплачивать машканту, навеки погрязли в долгах и нищете.
Кто-то буквально с первого дня хватался за любую работу, любой заработок, махнув рукой на изучение языка, дипломы и будущее: семья важнее. Кому-то хватило здоровья, а кому-то – нет. В одних семьях муж шёл на стройку, чтобы жена могла выучить язык, пройти курсы переподготовки или выучиться заново и сдать экзамены на врача, работать учителем, врачом, медсестрой.
В других семьях собою жертвовала жена, работая на кассе в супермаркете, уборщицей, по уходу за престарелыми, всё для того, чтобы дать мужу возможность подготовиться и найти работу инженера, врача, учителя... В общем, кто-то вписался, и весьма неплохо, а кто-то – нет. Что это означает – тема отдельного разговора.
Государство Израиль, благодаря «Большой Алие», полностью вытеснило палестинскую рабсилу с оккупированных территорий: на стройках, на заводах, в качестве уборщиков и сиделок арабов заменили русские. Но главное – Израиль нейтрализовал для себя демографическую угрозу, т.е. превращения в страну с арабским большинством.
Иммиграционная политика Израиля в отношении новых иммигрантов в начале девяностых годов прошлого века выражалась концепцией «прямая абсорбция».
Что представляла из себя эта политика в деталях, я постарался показать, хотя бы частично, в вышеприведённых сведениях. По сути же, государство Израиль решило за счёт иммигрантов из СССР свои насущные проблемы и обогатилось, одновременно законсервировав если не большинство, то, во всяком случае, значительную часть иммигрантов в бедности и приниженном состоянии если не навсегда, то, во всяком случае, на долгие годы и даже десятилетия.
Те, кто приезжали в Израиль в 1992 году и позже, уже не зависели настолько от корзин, не хватались за любую, самую тяжёлую и грязную работу, если на «доисторической родине» они оставляли за собой недвижимость или продавали там свои квартиры, например, и в Израиль прибывали уже не «пустыми». В общем, несмотря на прямую абсорбцию, судьба иммигрантов из СССР сложилась в Израиле по-разному.
Причину успеха или неудачи иммигрантов и уроженцы страны, и старожилы, в своё время не имевшие понятия об аренде жилья и что значит отдавать за съёмную квартиру в центре(до 1977 года в Израиле был свой социализм и государство обеспечивало население жильем), как сегодня, половину семейного бюджета, видят в наличии или отсутствии востребованной профессии.
Распространено подобное мнение и среди самих иммигрантов. Например, за счёт дороговизны жилья выросло и благосостояние владельцев недвижимости.
Те,
кто успел – мелкие подрядчики стали крупными, многократно увеличился бюджет страны.
Правда, тут неизбежно выскакивает совершенно другая тема – эмиграции в Канаду или другую, более благополучную, нежели Израиль, страну, где зарплата у обладателя востребованной профессии будет выше... Но это уже совсем другая тема.
Во всяком случае, рациональное зерно в таком подходе тоже наличествует.
В целом же, хоть в 1990-91, на правительственном уровне и в СМИ буквально заламывали руки: "где взять деньги на приём новых иммигрантов?!" и даже к США обращались, с просьбой о гарантиях для кредита в десять миллиардов долларов, однако справились.
И, более того.
В последующие годы бюджет страны последовательно увеличивался, росли валютные резервы, строились десятки новых посёлков и городов престижного жилья.
Какова доля всех этих благ пришлась на иммигрантов из СССР, мне неизвестно.
За чей счёт и как получены все эти блага – это тоже уже совершенно другой вопрос.
Да, я забыл ещё упомянуть такую деталь, как 40%-ная скидка на покупку новой машины для новых иммигрантов.
Что касается Армении, то здесь в тот же самый период без лишнего шума и заламывания рук расселяли своих беженцев, где могли: в общежитиях, школах, даже в спортивных раздевалках. Как во время войны.
Здесь в меру сил строили жильё для беженцев и приняли закон «О предоставлении беженцам на праве собственности квартир, построенных для беженцев, насильственно переселённых из Азербайджанской республики в 1988-1992 годах».
В Армении переживают, что до сих пор не хватает жилья для 1200 семей.
Нет, конечно, ситуация здесь не идеальная.
Армения – страна бедная и действительность здесь суровая.
Но, тем не менее, Армения до сих пор принимает беженцев отовсюду: из Ирака и Сирии, из любой страны, где идёт война и льётся кровь.
Принимает армян точно так же, как Израиль евреев, но без лишнего шума и без заламывания рук по поводу отсутствия средств.
О выгоде, в отличие от Израиля, тут речь вообще не идёт.
Армения гораздо беднее Израиля, но, тем не менее, несмотря на очень скромные пособия и зарплаты, никто из бывших беженцев не голодает, не живёт на улице, и не кончает жизнь самоубийством, как это было распространено среди иммигрантов в Израиле, в 1990-91(по официальной статистике, где-то 500 человек за два года).
За годы, прошедшие после приёма беженцев из Азербайджана, Армения не стала богаче и проблем у неё, прежде всего на границе, тоже не стало меньше.
Не сравнить с Израилем, с его постоянно растущим бюджетом, запасами валюты и благосостоянием, высоко оцениваемым в различных международных рейтингах.
В Израиле много говорят о национальном единстве, об исторических корнях и патриотизме, когда это нужно государству – во время очередной войны, например.
Но когда нужно гражданам, то, оказывается, что у нас рыночная экономика и каждый за себя. Однако объединить рыночную экономику, где каждый за себя, и патриотизм не получится. Либо мы один народ, либо каждый за себя. Как в известном анекдоте: вы либо крест либерализма снимите, либо штаны наденьте.
К Армении это не относится.
И восхищает меня прежде всего чисто человеческое, без малейшей примеси коммерции отношение к соотечественникам.
Сегодня, когда во всём мире отмечается очередная годовщина армянской резни в Шуши.
Осип Мандельштам посвятил этой трагедии стихотворение "Фаэтонщик".
Мандельштам любил Армению и её благородный народ.
Сегодня Шуши - древний армянский город, стёртый с лица земли 97 лет назад кавказскими татарами, возрождается вместе с Арцахом.
Народ Армении жив!
http://russia-armenia.info/node/28653
Journal information