В этот день американская армия вошла на территорию Бухенвальда - одного из крупнейших и самых страшных нацистских концлагерей, через который с 1937 по 1945 годы прошли четверть миллиона человек.
Нередко можно услышать, в связи с этим историческим событием утверждение о том, что узников Бухенвальда освободили американские солдаты.
Но это не совсем так.
Когда американские части вошли на территорию концлагеря, он уже находился под контролем узников, которые именно в этот день - 11 апреля в 15 часов 15 минут начали вооружённое восстание, завершившееся полным успехом.
Возглавили это восстание советские военнопленные - солдаты и офицеры, а также узники Бухенвальда немецкие и чешские коммунисты.
Следует отметить также, что это восстание не было стихийным, а стало результатом не просто долгой подготовки, а итогом совместной мужественной борьбы советских военнопленных и немецких коммунистов против нацизма в нечеловеческих условиях концлагеря.
С 1941 по 1945 годы этой борьбой в Бухенвальде руководили Николай Семенович Симаков, Степан Михайлович Бакланов , Иван Нагайцев, Константин Балабанов, Василий Азаров (бывший секретарь горкома ВЛКСМ), Александр Купцов, Иван Иванович Смирнов - подполковник Красной Армии, политрук Николай Кюнг, батальонный комиссар Сергей Котов и лейтенант госбезопасности Николай Кальчик.
Первые советские военнопленные прибывают в Бухенвальд уже в сентябре 1941 года. А уже в декабре они сумели организовать первую подпольную группу для борьбы с нацизмом в условиях концлагеря.
Из 25 тысяч советских военнопленных и партизан в Бухенвальде, к 11 апреля 1945 года выжили только 5 тысяч.
Возглавили же сопротивление советских военнопленных сержант-пограничник Николай Семенович Симаков и лейтенант Степан Михайлович Бакланов.
Сопротивление было организовано по образцу Красной Армии. Первоначально это были четыре роты, каждая из которых состояла из четырёх взводов. Взводы, в свою очередь, состояли из отделений.
В каждой роте был свой политрук, у которого были уполномоченные в каждом взводе.
Со временем в сопротивлении появились батальоны которые были объединены в бригаду. К 1945 году таких бригад было уже три.
Сопротивление заключалось прежде всего в том, чтобы морально поддержать находившихся в плену у нацистов бойцов, не дать им пасть духом.
С этой целью в лагере издавалась газета "Правда пленных".
Это была обычная тонкая тетрадь, которую можно было спрятать в рукав одежды и выходила она тиражом... в 2 экземпляра.
Но именно через эту газету военнопленные узнавали правду о положении на фронтах.
Всего удалось сделать 26 выпусков газеты. Ответственным за издание газеты был офицер по фамилии Левшенков.
Поддержание морального духа пленных советских солдат и офицеров было основой сопротивления, на которой строилась вся остальная деятельность антинацистского подполья.
А она заключалась прежде всего в саботаже и диверсиях на военном производстве, где были заняты заключённые.
При любой возможности, подпольщики портили оборудование и и готовые вооружения.
Например, добавляли толчённое стекло в оружейную смазку или, воспользовавшись неразберихой во время бомбёжки, громили станки.
Но этим сопротивление не исчерпывалось.
На военных заводах был налажен выпуск оружия для подполья, прежде всего гранат и бутылок с зажигательной смесью.
Подпольщикам удалось даже собрать один ручной пулемёт.
Всё это стало возможным прежде всего благодаря военным специалистам, оказавшимся в плену и помощи антифашистов на производстве.
Следует отметить, что без помощи прежде всего немецких, австрийских и чешских антифашистов, советским подпольщикам пришлось бы гораздо сложнее.
Нацисты держали советских военнопленных в отдельном бараке и при этом стремились отгородить их друг от друга колючей проволокой.
В декабре 1941 года, руководитель подпольной группы Николай Симаков тяжело заболел - у него обнаружилась открытая форма туберкулёза.
Он был помещён в барак для больных туберкулёзом и здесь его спасли немецкие и чешские коммунисты.
Именно через европейских коммунистов советские военнопленные получали столь необходимую для поддержания сил еду - пайки у европейцев были и больше, и питательнее.
Так, благодаря немецким товарищам, Николай получал ежедневно стакан молока и кусок белого хлеба.
Молодой организм поборол болезнь и Николай пошёл на поправку.
Используя страх эсэсовцев перед инфекционными заболеваниями, подпольщики организовывали свои встречи в бараке для инфицированных больных.
Международным комитетом сопротивления узников Бухенвальда руководил немецкий коммунист Вальтер Бартель, заключённый нацистами в концлагерь ещё в 1939 году.
Бартель учился в СССР и знал русский язык, что позволило подпольщикам создать немецко-русскую секцию.
Координатором между группами сопротивления был чешский коммунист Винсент Квет.
Но Квет - это его партийная кличка, а настоящая фамилия этого человека, как и его судьба - остались неизвестны.
Однако известно с полной определённостью, что план восстания подготовили советские офицеры.
Они же и руководили восстанием.
11 апреля 1945 года было выбрано повстанцами неслучайно.
В этот день эсэсовцы депортировали из лагеря большую группу советских военнопленных под усиленной охранной и в лагере оставалось только 80 эсэсовцев, правда вооруженных до зубов.
У повстанцев же было примерно сто пистолетов, сто двадцать гранат(20 немецких и сто самодельных), бутылки с зажигательной смесью, два десятка винтовок и 2500 патронов.
Акции неповиновения начались в лагере ещё 5 апреля, когда нацисты потребовали от заключенных выдать всех евреев.
Но заключенные отказались выдать евреев, а эсэсовцы, чувствуя приближающуюся развязку, не решились на прямое столкновение.
А 11 апреля узники подняли восстание, в результате которого весь лагерь перешёл под контроль повстанцев.
История сохранила имена руководителей восстания, командиров бригад, батальонов, рот и даже взводов.
А американцы появились в лагере только спустя два дня.
Эта история изложена здесь максимально кратко.
А кто заинтересуется - смотрите дополнительные материалы.
Например вот это:
http://irkobl.ru/sites/archiv/pulication/articles/municarch/podpolnaya_borba/
Или это:
http://www.sovsibir.ru/news/103191
Journal information