Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Превратности истории

В один день - 25 апреля 1792 года произошли два знаменательных события в истории Франции.
Какое из этих событий произошло раньше, сказать трудно.
Но если верить Стефану Цвейгу в том, что Руже де Лиль написал великую Марсельезу ночью, а также исходить из того, что впервые гильотина была задействована днём, то тогда Марсельеза была первым историческим событием, а гильотина - вторым.

Марсельеза, созданная Руже де Лилем стала сначала гимном революции, затем - гимном Франции и является гимном этой страны и сегодня.

Не следует недооценивать и значения гильотины для судебно-исполнительной системы.

Делов том, что до появления гильотины, во Франции по разному казнили не только за разные преступления, но и в зависимости от того, к какому классу общества принадлежал преступник.

Например, простолюдина могли сжечь на костре, повесить или четвертовать - словом, в зависимости от фантазии и настроения священнослужителей, милордов и судей.

И только преступников благородных кровей казнили, отрубая им головы.

Первым на это вопиющее неравенство обратил внимание член Учредительного собрания, друг Марата и Робеспьера, профессор анатомии Жозеф Игнас Гильотен, предложивший казнить всех преступников единым способом посредством шотландского ножа.

Многие думают, что Гильотина названа так в честь её изобретателя - профессора Гильотена.
Но Гильотен не изобретал этого орудия казни - оно применялось задолго до него в Италии, Ирландии и Шотландии, а возможно ещё и кельтами. Самым популярным это орудие казни было в Шотландии и поэтому первоначально оно называлось во Франции шотландским ножом.

Но именно благодаря Гильотену и ещё его учителю - профессору Антуану Луи гильотина стала главным и единственным орудием казни во Франции и прославилась на весь мир французское изобретение.

Французы действительно существенно усовершенствовали это изобретение, придав ему совершенно новый вид и качества.

Как и при изобретении любого другого вида казни, его создатели провозглашали в качестве своих побудительных мотивов соображения гуманности, а в качестве цели - свести страдания смертника к минимуму.

Ведь и католическая церковь сжигала своих узников на костре, а не вешала, топила или просто отрубала им головы именно потому, что отцы церкви считали сожжение самой гуманной казнью - ведь при этом казнимые не теряли ни капли крови.

При всей своей кажущейся простоте - казалось бы, подвесили тяжёлый нож, а потом отпустили зацепку и...

Но это только так кажется.

Если бы Гильотену были абсолютно безразличны страдания приговорённых к смерти, то он может и не стал бы так возиться со своим приёмным детищем и использовал старый шотландский нож.
Дело в том, что этот нож, больше напоминавший топор, не гарантировал стопроцентного отсечения головы с первого раза и более того - мог только смертельно ранить жертву.
Так вот, если бы Гильотен был человеком безразличным, то он бы сказал: ну и... черт с ними! Можно ведь и по второму разу нож пустить.

Но не таков был профессор Гильотен!
И чтобы отсекать приговорённому голову с первого раза, он привлёк к этому творческому делу усовершенствования орудия казни своего друга и учителя Антуана Луи, потомственного опытного палача Шарля Анри Сансона и механника, фортепьянного мастера, немца Тобиаса Шмидта.

А вся соль, если можно так выразиться, заключалась в лезвии ножа - он должен был быть особой формы, чтобы с первого раза отсекать преступную голову.

Более того, когда нож для гильотины был готов, его ещё какое-то время испытывали на трупах - х во время Великой Французской Революции было с избытком.

И только после успешных испытаний гильотину, наконец опробовали в весенний день 25 апреля 1792 года на Гревской площади.

Первой жертвой гильотины стал уличный грабитель Николя-Жак Пеллетье.

Следует отметить, что жители революционного Парижа встретили гильотину с восторгом.

Ей придумывали самые разные шуточные и даже ласковые названия: луизон - в честь Антуана Луи, уменьшительное "Луизетта", "Мирабель" – в честь Мирабо и даже "Патриотический укорачиватель".

Но в конце концов назвали гильотиной потому, что Гильотен считался среди якобинцев самым гуманным. Он вообще был противником смертной казни.

По иронии судьбы, отчим Гильотины едва сам не стал её жертвой - спустя два года после появления гильотины , Жозеф Игнас был арестован по приказу своего друга Робеспьера.
И только арест и казнь самого Робеспьера, спасли жизнь Гильотену, который умер своей смертью в 1814 году, пережив не только Великую Французскую Революцию, но и империю Наполеона Бонапарта.

А переоценить значение гильотины для системы правосудия и вообще для демократия и равноправия весьма трудно.

Ведь благодаря гильотине уже не сществовало более или менее привилегированных преступников - всем рубили головы одинаково и даже королевской чете.
Правда Наполеон рсстреливал мятежных дворян из пушек, а были и такие среди якобинцев, которые предпочитали топить классово чуждый элемент в море или даже в Сене.
Самы извращённые связывали священников с мадемуазелями и в таком виде, нередко обнаженном, убивали одним выстрелом.
У якобинцев это называлось гражданской свадьбой.

В общем, прошло время, прежде чем гильотина стала универсальным орудием казни.

В тот же день, когда была опробована гильотина, Руже де Лиль сочинил Марсельезу.

Стефан Цвейг в "Звёздных часах человечества" изобразил Руже де Лиля - военного инженера, как бездарного драматурга, которого, по прихоти судьбы, однажды ночью посетила гениальность.

Цвейг очень хороший писатель. Но в истории с де Лилем, как и в истории с Бальзаком, он я вно сгустил краски.

Руже де Лиль был человеком неординарным- писал не только пьесы и стихи, но также сочинял музыку и занимался переводами.
В частности, он перевёл на французский басни Крылова.

Но даже если бы Руже де Лиль не написал ничего, кроме Марсельезы, одной этой песни было бы достаточно, чтобы обесмертить его имя.
Так, собственно, и произошло.

Даже не зная французского языка проникаешься восторгом автора по отношению к своей Родине и Свободе.

Кстати, сам автор скромно назвал своё сочинение боевой песней Рейнской армии.
"Марсельезой" сочинение Руже де Лиля стало благодаря Шарлю Жану Мари Барбару- члену Конвента, кстати, казнённому на гильотине.
Барбар был уроженцем Марселя и переименовал песню Роже де Лиля в "Марсельезу".
Если бы не связь Барбара с этой песней, его имя едва ли осталось бы в истории.


Subscribe

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments