Именно такой диалог и получился с замечательным музыковедом Эльзой Брабант.
Я, например, не знал о немецких кладбищах в районе Смоленска.
Узнал об этом от Эльзы.
И вот о чём подумалось.
В Израиле любого главу государства, находящегося здесь с визитом, обязательно повезут в Яд Вашем.
В Египте, если вы находитесь там в составе туристической группы, а тем более, если вы израильтяне, вас раза три за день - и это как минимум, провезут вокруг площади Октябрьской Победы (В войне Судного Дня).
В Париже вы обязательно побываете в Триумфальной арке.
В России тоже есть исторические памятники, о которых знает каждый или почти каждый человек, даже если он или она никогда не были в России. Например, Мавзолей Ленина.
Есть и другие исторические памятники в России и их много. Например, памятник Минину и Пожарскому.
Но все ли сейчас в той же Польше помнят, какие события в истории России символизирует этот памятник?
Я к чему всё это веду: вот правительство ФРГ создало мемориаля для своих солдат, навсегда оставшихся в России под Смленском во Время Великой Отечественной.
Так я что думаю: может правительству России тоже использовать эти мемориалы и включить их в обязательную программу для высоких гостей из-за рубежа?
Скажем, из той же ФРГ, из Польши или из США?
Чтобы вспомнили и прониклись, прежде чем вводить новые пакеты санкций и разрабатывать военные доктрины против России?
Оригинал взят у
Обсуждаем:
На окраине Смоленска, в красивом сосновом бору, расположен немецкий военный мемориал.

Фото с сайта strana.ru
Здесь все лето поддерживается идеальный порядок. Мощеные булыжником дорожки, на довольно большой площади ровно выстриженные газоны.

Гранитные стелы с именами немецких солдат, трехступенчатый памятный монумент в центре.


Фото с сайта strana.ru
Каменные кресты - условные знаки захоронений - разбросаны среди сосен.

Фото с сайта strana.ru
Этот мемориал появился здесь в 90-е годы. До этого времени лес представлял собой страшную картину раскопанного кладбища: разрытые в поисках каких-то трофеев открытые могилы - прямо поперек лесных тропинок, в которых можно было увидеть человеческие кости. Солнечный сосновые кроны над головой и этот варварский беспредел под ногами - страшный контраст.
Когда немецкая сторона вступила в переговоры с администрацией Смоленска по вопросу оборудования на этом месте мемориала, начались бурные протесты общественности. В те годы еще были живы ветераны войны, и они восприняли решение властей как личное оскорбление. Их главным аргументом было то, что еще останки тысяч советских солдат так и лежат на местах боев по всей смоленщине, а наши военные мемориалы содержатся из рук вон плохо.
Но, как всегда в таких случаях, караван шел своим маршрутом, и строительство немецкого мемориала было начато и закончено в установленные сроки.
В 2013 году уже в другом районе Смоленской области, в Духовщине, был заложен огромный немецкий мемориал, в котором захоронены десятки тысяч останков немецких солдат. При этом уже никто не протестовал так громко, как в 90-е. Немного поговорили с сетях, и успокоились.
Правильно ли все это? Может быть, есть какой-то высший смысл, что жители дотла разбомбленного Смоленска, в оврагах которого сваливали трупы расстрелянных оккупантами, теперь исполнены высшей христианской толерантности?

На днях
izyaweisneger написал пост на близкую тему:
Дни памяти и примирения. Кого и с кем? Цитирую: "И кто же эти жертвы, кроме павших в боях с нацизмом солдат, партизан и подпольщиков, узников концлагерей и гетто, сожженных жителей Хатыни и тысяч других деревень? Уж не солдаты ли Вермахта, устроившие Бабий Яр, эсэсовцы, их пособники из числа коллаборантов и прочие нелюди?"
Отмотать назад уже не получится. Эти комплексы будут стоять на смоленской земле. Но мне кажется, что во всем этом есть какая-то уже растворившаяся в повседневности несправедливость. Только те, кто воевал, имели право принимать такое решение. Только они, а не их потомки.
И я боюсь, что наши внуки и правнуки вообще могут перепутать, кто настоящие герои войны: те, кто захоронен в этих немецких благоустроенных мемориалах, или те, кому стоят скромные памятники в бедных районных скверах с побеленными известкой бордюрами.
Вообще, хорошо бы, чтобы все погибшие солдаты лежали в своей земле. И наши, захороненные в Германии и Польше, тоже.
На окраине Смоленска, в красивом сосновом бору, расположен немецкий военный мемориал.
Фото с сайта strana.ru
Здесь все лето поддерживается идеальный порядок. Мощеные булыжником дорожки, на довольно большой площади ровно выстриженные газоны.

Гранитные стелы с именами немецких солдат, трехступенчатый памятный монумент в центре.

Фото с сайта strana.ru
Каменные кресты - условные знаки захоронений - разбросаны среди сосен.
Фото с сайта strana.ru
Этот мемориал появился здесь в 90-е годы. До этого времени лес представлял собой страшную картину раскопанного кладбища: разрытые в поисках каких-то трофеев открытые могилы - прямо поперек лесных тропинок, в которых можно было увидеть человеческие кости. Солнечный сосновые кроны над головой и этот варварский беспредел под ногами - страшный контраст.
Когда немецкая сторона вступила в переговоры с администрацией Смоленска по вопросу оборудования на этом месте мемориала, начались бурные протесты общественности. В те годы еще были живы ветераны войны, и они восприняли решение властей как личное оскорбление. Их главным аргументом было то, что еще останки тысяч советских солдат так и лежат на местах боев по всей смоленщине, а наши военные мемориалы содержатся из рук вон плохо.
Но, как всегда в таких случаях, караван шел своим маршрутом, и строительство немецкого мемориала было начато и закончено в установленные сроки.
В 2013 году уже в другом районе Смоленской области, в Духовщине, был заложен огромный немецкий мемориал, в котором захоронены десятки тысяч останков немецких солдат. При этом уже никто не протестовал так громко, как в 90-е. Немного поговорили с сетях, и успокоились.
Правильно ли все это? Может быть, есть какой-то высший смысл, что жители дотла разбомбленного Смоленска, в оврагах которого сваливали трупы расстрелянных оккупантами, теперь исполнены высшей христианской толерантности?
На днях
Дни памяти и примирения. Кого и с кем? Цитирую: "И кто же эти жертвы, кроме павших в боях с нацизмом солдат, партизан и подпольщиков, узников концлагерей и гетто, сожженных жителей Хатыни и тысяч других деревень? Уж не солдаты ли Вермахта, устроившие Бабий Яр, эсэсовцы, их пособники из числа коллаборантов и прочие нелюди?"
Отмотать назад уже не получится. Эти комплексы будут стоять на смоленской земле. Но мне кажется, что во всем этом есть какая-то уже растворившаяся в повседневности несправедливость. Только те, кто воевал, имели право принимать такое решение. Только они, а не их потомки.
И я боюсь, что наши внуки и правнуки вообще могут перепутать, кто настоящие герои войны: те, кто захоронен в этих немецких благоустроенных мемориалах, или те, кому стоят скромные памятники в бедных районных скверах с побеленными известкой бордюрами.
Вообще, хорошо бы, чтобы все погибшие солдаты лежали в своей земле. И наши, захороненные в Германии и Польше, тоже.
Journal information