Уже нет и режиссёра этого фильма - Сэмюэля Фуллера - он умер двадцать лет назад, в 1997 году.
Почему я вспомнил об этом фильме сейчас?
На мой взгляд, фильм этот оказался не только актуальным в наше время, но и в чём-то даже пророческим.
Тем более поразительным является тот факт, что в то время, когда Фуллер снимал свой фильм, мир был совсем другим.
В СССР в начале 80-х годов прошлого века, не говоря уже о времени Горбачёва, советские диссиденты рисовали западные страны как эталон благополучия и свободы.
Да и не только они - достаточно вспомнить книгу Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории".
Наверняка фильм "Ночные воришки" был воспринят, по крайней мере определённой частью публики, как история маргиналов - двух безработных, не сумевших найти себя в жизни.
Наверняка и режиссёра, поднявшего такую тему, многие тогда воспринимали как маргинала.
Герои Фуллера - образованные безработные - виолончелист и девушка, мечтающая стать первой женщиной-смотрительницей музея.
Тема лишних людей всегда волновала европейских писателей.
Но герои Фуллера совсем не похожи на потерянное поколение, описанное Стефаном Цвейгом в "Кристине Хофленер".
Герои Цвейга, Хемингуэя и Фитцджеральда - это, в основном, люди оставшиеся без образования и работы в результате Первой Мировой войны.
А фильм Фуллера повествует о людях не только образованных, но и одарённых, по крайней мере таков виолончелист Франсуа.
Он мечтает играть в филармоническом оркестре, но вместо этого становится сначала грабителем, а потом и убийцей.
В восьмидесятых годах прошлого века эта пара могла ещё восприниматься как неудачники и маргиналы.
Но вот конец первого десятилетия 21-го века ознаменовался серией революций, известных как "арабская весна".
И движущей силой этих революций были тысячи, а возможно и сотни тысяч таких вот Франсуа - безработных выпускников университетов...
На фоне большинства современных фильмов как российского, так и американского производства, фильм этот, до определённого момента, смотрится на одном дыхании.
Режиссёр и актёры заставляют зрителя сопереживать своим героям, зажатым как между Сицилой и Харибдой, с одной стороны любовью, страстью, надеждами, а с другой - отчаянием от невостребованности, безденежья и унижений.
Молодые люди готовы на любую работу, но не находят даже этого.
Издевательства работников службы трудоустройства, презирающих тех, кому они обязаны помогать, становятся последней каплей в чаше терпения Франсуа и его возлюбленной Изабель.
Они решают проучить зарвавшихся чиновников.
Вначале им это удаётся, но когда очередная их жертва гибнет, они оказываются не готовыми зайти так далеко...
И вот тут наступило для меня разочарование в фильме.
Сэмюэль Фуллер, как Достоевский в "Преступлении и наказании" подводит зрителя к дилемме Раскольникова и ...тут, на мой взгляд, начинается лицемерие или по крайней мере, фальш.
Есть такая категория людей в обществе: благополучных, но сочувствующих неблагополучным.
Они охотно соглашаются с тем, что мир жесток и несправедлив.
Но, говорят они, с этим нужно смириться.
Признай себя неудачником(неудачницей) и смирись.
Всё просто и естественно. Если ты благополучен(благополучна).
Фильм заканчивается трагически: Франсуа теряет свою любовь - Изабель погибает, а его самого ждёт арест (полицейские уже в зале)
Кстати, это, пожалуй, самая сильная сцена в фильме, когда Франсуа силой отнимает виолончель у музыканта и садится на его место в оркестре.
Даже право на музыку в этой жизни приходится брать силой.
На скамье подсудимых Франсуа будет один, точно так же, как был одинок в жизни.
И вся ответственность за совершенные им преступления будет только его.
Наглые и самодовольные чиновники и все те, кто травили эту пару как диких зверей, стали либо жертвами, либо остались не при чём.
Молодой полицейский в конце фильма сетует на несовершенство закона, но никто законы менять не станет. Их будут изучать и применять.
К таким, как Франсуа и Изабель.
Такие, как инспектор полиции Фарбе, который знает и любит совё дело и который на своём месте.
Сейчас подумалось вот о чём: может я напрасно критикую режиссёра фильма Сэмюэля Фуллера, за то, что он не даёт ответа на многие вопросы нашей жизни и в частности, о несправедливом устройстве мира?
А он есть, этот ответ?
Или у каждого - он свой?
Жизнь самого режиссёра не была лёгкой.
Сын еврейских эмигрантов, спасавшихся он нищеты и погромов в Российской империи, он начал свою трудовую жизнь в Америке с 12 лет.
Был храбрым солдатом во Второй Мировой Войне и уже став режиссёром, никогда не подыгрывал Голливуду.
Может быть поэтому и вынужден был эмигрировать во Францию, где провёл остаток жизни.
Его фильмы не были приняты Америкой, но нашли признание в Европе.
В своих фильмах он показал те проблемы, о которых до недавнего времени везде на Западе предпочитали молчать.
Возможно, Фуллер сделал то, что мог, как режиссёр: показал жизнь такой, какова она есть, проблему отчуждения и одиночества, с которыми человек рано или поздно всегда встретится - ведь никто за человека не встретится с его собственной смертью, например.
А решение, однозначный ответ - их дает сама жизнь.
В разное время - разный.
Journal information