Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Categories:

Фильм "Ночные воришки"

Со времени выхода этого фильма на экраны прошло уже 33 года.
Уже нет и режиссёра этого фильма - Сэмюэля Фуллера - он умер двадцать лет назад, в 1997 году.

Почему я вспомнил об этом фильме сейчас?

На мой взгляд, фильм этот оказался не только актуальным в наше время, но и в чём-то даже пророческим.
Тем более поразительным является тот факт, что в то время, когда Фуллер снимал свой фильм, мир был совсем другим.

В СССР в начале 80-х годов прошлого века, не говоря уже о времени Горбачёва, советские диссиденты рисовали западные страны как эталон благополучия и свободы.

Да и не только они - достаточно вспомнить книгу Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории".

Наверняка фильм "Ночные воришки" был воспринят, по крайней мере определённой частью публики, как история маргиналов - двух безработных, не сумевших найти себя в жизни.

Наверняка и режиссёра, поднявшего такую тему, многие тогда воспринимали как маргинала.

Герои Фуллера - образованные безработные - виолончелист и девушка, мечтающая стать первой женщиной-смотрительницей музея.

Тема лишних людей всегда волновала европейских писателей.

Но герои Фуллера совсем не похожи на потерянное поколение, описанное Стефаном Цвейгом в "Кристине Хофленер".

Герои Цвейга, Хемингуэя и Фитцджеральда - это, в основном, люди оставшиеся без образования и работы в результате Первой Мировой войны.

А фильм Фуллера повествует о людях не только образованных, но и одарённых, по крайней мере таков виолончелист Франсуа.

Он мечтает играть в филармоническом оркестре, но вместо этого становится сначала грабителем, а потом и убийцей.

В восьмидесятых годах прошлого века эта пара могла ещё восприниматься как неудачники и маргиналы.

Но вот конец первого десятилетия 21-го века ознаменовался серией революций, известных как "арабская весна".

И движущей силой этих революций были тысячи, а возможно и сотни тысяч таких вот Франсуа - безработных выпускников университетов...

На фоне большинства современных фильмов как российского, так и американского производства, фильм этот, до определённого момента, смотрится на одном дыхании.

Режиссёр и актёры заставляют зрителя сопереживать своим героям, зажатым как между Сицилой и Харибдой, с одной стороны любовью, страстью, надеждами, а с другой - отчаянием от невостребованности, безденежья и унижений.

Молодые люди готовы на любую работу, но не находят даже этого.

Издевательства работников службы трудоустройства, презирающих тех, кому они обязаны помогать, становятся последней каплей в чаше терпения Франсуа и его возлюбленной Изабель.

Они решают проучить зарвавшихся чиновников.
Вначале им это удаётся, но когда очередная их жертва гибнет, они оказываются не готовыми зайти так далеко...

И вот тут наступило для меня разочарование в фильме.

Сэмюэль Фуллер, как Достоевский в "Преступлении и наказании" подводит зрителя к дилемме Раскольникова и ...тут, на мой взгляд, начинается лицемерие или по крайней мере, фальш.

Есть такая категория людей в обществе: благополучных, но сочувствующих неблагополучным.
Они охотно соглашаются с тем, что мир жесток и несправедлив.

Но, говорят они, с этим нужно смириться.
Признай себя неудачником(неудачницей) и смирись.

Всё просто и естественно. Если ты благополучен(благополучна).

Фильм заканчивается трагически: Франсуа теряет свою любовь - Изабель погибает, а его самого ждёт арест (полицейские уже в зале)

Кстати, это, пожалуй, самая сильная сцена в фильме, когда Франсуа силой отнимает виолончель у музыканта и садится на его место в оркестре.

Даже право на музыку в этой жизни приходится брать силой.

На скамье подсудимых Франсуа будет один, точно так же, как был одинок в жизни.

И вся ответственность за совершенные им преступления будет только его.

Наглые и самодовольные чиновники и все те, кто травили эту пару как диких зверей, стали либо жертвами, либо остались не при чём.

Молодой полицейский в конце фильма сетует на несовершенство закона, но никто законы менять не станет. Их будут изучать и применять.

К таким, как Франсуа и Изабель.

Такие, как инспектор полиции Фарбе, который знает и любит совё дело и который на своём месте.

Сейчас подумалось вот о чём: может я напрасно критикую режиссёра фильма Сэмюэля Фуллера, за то, что он не даёт ответа на многие вопросы нашей жизни и в частности, о несправедливом устройстве мира?

А он есть, этот ответ?

Или у каждого - он свой?

Жизнь самого режиссёра не была лёгкой.

Сын еврейских эмигрантов, спасавшихся он нищеты и погромов в Российской империи, он начал свою трудовую жизнь в Америке с 12 лет.
Был храбрым солдатом во Второй Мировой Войне и уже став режиссёром, никогда не подыгрывал Голливуду.
Может быть поэтому и вынужден был эмигрировать во Францию, где провёл остаток жизни.

Его фильмы не были приняты Америкой, но нашли признание в Европе.

В своих фильмах он показал те проблемы, о которых до недавнего времени везде на Западе предпочитали молчать.

Возможно, Фуллер сделал то, что мог, как режиссёр: показал жизнь такой, какова она есть, проблему отчуждения и одиночества, с которыми человек рано или поздно всегда встретится - ведь никто за человека не встретится с его собственной смертью, например.

А решение, однозначный ответ - их дает сама жизнь.

В разное время - разный.

Subscribe

  • Бероев и наши бренды

    Нехорошо поступил Егор Бероев. Очень нехорошо. Если уж хочешь использовать чужой бренд, так спроси прежде хозяев. А наши тоже хорршо. Давно нужно…

  • Уставший Феникс

    Однажды Феникс вдруг захандрил после того, как в очередной раз сгорел и раздумал возрождаться из пепла. Поскольку Феникс был фигурой заметной, его…

  • Пустыня Негев

    Пустыня – это место, где человек ближе всего к Богу. Желая услышать Господа, сюда приходили пророки от Моисея до Иисуса. Пустыня очищает духовно…

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments