Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Categories:

Реубени, князь иудейский...

Уже точно не помню точную дату, но было это в конце 1986, а может в начале 1987.
Меня допустили в святая-святых сионистской тусовки - подпольную библиотеку.

Уже началась "Перестройка", но ещё не все об этом знали, в том числе и в органах.
Поэтому о библиотеке знали все, но о том, где она находится, знали единицы.

Собственно библиотекой это назвать было сложно - книги хранились на одной из квартир и все они уместились бы максимум в два обычных ящика, в каких отправляют багаж.

А стоящие книги и вовсе можно было пересчитать по пальцам.
Богословская литература и брошюрки вроде "Помню деда своего" или "Эксодус" Леона Юриса навевали на меня скуку и я не стал скрывать своего разочарования от "библиотекаря" - человека глубоко верующего и в то же время хорошо образованного и неглупого.

Когда я поделился с ним своими впечатлениями от прочитанного, он с улыбкой протянул мне книгу Макса Брода "Реубени, князь иудейский".

-Вот, возьми. Жемчужина нашей библиотеки, - сказал он.

Я взял книгу и следующие несколько дней читал и перечитывал только её.

История одинокого повстанца из средневекового Пражского гетто, попытавшегося изменить мир настолько захватила меня, что мне захотелось узнать о её авторе как можно больше.

Так я узнал историю Макса Брода - замечательного чешско-еврейского и израильского писателя.

О нём знают больше как о друге и душеприказчике Франца Кафки.
Собственно благодаря Броду мир узнал о творениях Кафки.
Сам Кафка в своём завещании требовал уничтожить всё написанное им.

Но Макс Брод пошёл на перекор последней воле своего друга и опубликовал произведения Франца Кафки.
Поступок Брода безусловно является не только литературным подвигом, но и огромной заслугой перед человечеством.

К сожалению этот поступок Брода отчасти затмил его собственное творчество.

А между тем, Макс Брод является одним из самых одарённых писателей своего времени.

Это проявляется прежде всего в том, что у его книг и прежде всего у "Реубени, князь иудейский", нет однозначной трактовки.

Оба, Брод и Кафка увлекались сионизмом (в то время сионистская идеология существенно отличалась от современной, мягко говоря), учили иврит и собирались в Палестину.

Своё намерение осуществил только Макс.

Он был необычайно одарённым человеком и писал не только литературные произведения.
Брод прекрасно разбирался в музыке и написал ряд серьёзных исследований по теории музыки и театра.
Кроме того, он был одним из самых авторитетных литературных критиков своего времени.

Да и политическая карьера ему удалась - в 1918 году он был избран вице-президентом Еврейского национального совета в Чехии.

Последние тридцать лет своей жизни (с 1939 года) Макс Брод прожил в Палестине и Израиле, где писал пьесы для национального театра "Габима", занимался литературной критикой, философией, музыковедением и, конечно же, литературным творчеством.

Разумеется Макс Брод воспринимался в Израиле как национальный писатель - им гордились, а его книга "Реубени, князь иудейский" рассматривалась израильским истеблишментом как идеологически выдержанная и так же, как "Эксодус" Леона Юриса была неотъемлемой частью любой сионистской библиотечки.

Но одно из отличий таланта от посредственности как раз и заключается в том, что талантливое произведение не умещается в какие-либо идеологические или временные рамки.

И вот перечитывая одну из любимых книг своей юности я воспринимаю её уже совсем иначе.
Меньше всего "Реубени" вписывается в упрощённую формулировку "свой"- "чужой", "друг" - "враг".

Князь иудейский в одиночку пытается бороться не только с жестоким миром, но также с косностью, лицемерием и малодушием, с гетто и униженностью внутри себя.

Его одновременно можно воспринимать и как авантюриста, и как героя - ведь за ним нет ни царства, ни армии, о которых он говорит португальскому королю - самому могущественному монарху того времени, в расчете поднять евреев на восстание и совместно с португальцами освободить Иерусалим от мамлюков.

Он воюет с целым миром силами одного бойца, пытаясь избавить своих соплеменников от унижений и нищеты гетто и, в конце концов, проигрывает.

Но и здесь далеко не всё так однозначно.

Да, он проиграл и закончил свои дни в тюрьме.
Но не сдался.

Он остался в памяти народа, таких, как насильственно крещённый, рьяный последователь Реубени, Мольхо.

Как писал другой великий человек "Безумству храбрых поем мы песню".

Вот такие личные воспоминания связаны у меня с этой книгой и её автором, день рождения которого отмечается сегодня.

А книгу это я обязательно перечитаю ещё раз, с Божьей помощью.
"Реубени" из тех книг, в которых каждый раз открываешь для себя что-то новое.


Subscribe

promo izyaweisneger февраль 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments