Меня допустили в святая-святых сионистской тусовки - подпольную библиотеку.
Уже началась "Перестройка", но ещё не все об этом знали, в том числе и в органах.
Поэтому о библиотеке знали все, но о том, где она находится, знали единицы.
Собственно библиотекой это назвать было сложно - книги хранились на одной из квартир и все они уместились бы максимум в два обычных ящика, в каких отправляют багаж.
А стоящие книги и вовсе можно было пересчитать по пальцам.
Богословская литература и брошюрки вроде "Помню деда своего" или "Эксодус" Леона Юриса навевали на меня скуку и я не стал скрывать своего разочарования от "библиотекаря" - человека глубоко верующего и в то же время хорошо образованного и неглупого.
Когда я поделился с ним своими впечатлениями от прочитанного, он с улыбкой протянул мне книгу Макса Брода "Реубени, князь иудейский".
-Вот, возьми. Жемчужина нашей библиотеки, - сказал он.
Я взял книгу и следующие несколько дней читал и перечитывал только её.
История одинокого повстанца из средневекового Пражского гетто, попытавшегося изменить мир настолько захватила меня, что мне захотелось узнать о её авторе как можно больше.
Так я узнал историю Макса Брода - замечательного чешско-еврейского и израильского писателя.
О нём знают больше как о друге и душеприказчике Франца Кафки.
Собственно благодаря Броду мир узнал о творениях Кафки.
Сам Кафка в своём завещании требовал уничтожить всё написанное им.
Но Макс Брод пошёл на перекор последней воле своего друга и опубликовал произведения Франца Кафки.
Поступок Брода безусловно является не только литературным подвигом, но и огромной заслугой перед человечеством.
К сожалению этот поступок Брода отчасти затмил его собственное творчество.
А между тем, Макс Брод является одним из самых одарённых писателей своего времени.
Это проявляется прежде всего в том, что у его книг и прежде всего у "Реубени, князь иудейский", нет однозначной трактовки.
Оба, Брод и Кафка увлекались сионизмом (в то время сионистская идеология существенно отличалась от современной, мягко говоря), учили иврит и собирались в Палестину.
Своё намерение осуществил только Макс.
Он был необычайно одарённым человеком и писал не только литературные произведения.
Брод прекрасно разбирался в музыке и написал ряд серьёзных исследований по теории музыки и театра.
Кроме того, он был одним из самых авторитетных литературных критиков своего времени.
Да и политическая карьера ему удалась - в 1918 году он был избран вице-президентом Еврейского национального совета в Чехии.
Последние тридцать лет своей жизни (с 1939 года) Макс Брод прожил в Палестине и Израиле, где писал пьесы для национального театра "Габима", занимался литературной критикой, философией, музыковедением и, конечно же, литературным творчеством.
Разумеется Макс Брод воспринимался в Израиле как национальный писатель - им гордились, а его книга "Реубени, князь иудейский" рассматривалась израильским истеблишментом как идеологически выдержанная и так же, как "Эксодус" Леона Юриса была неотъемлемой частью любой сионистской библиотечки.
Но одно из отличий таланта от посредственности как раз и заключается в том, что талантливое произведение не умещается в какие-либо идеологические или временные рамки.
И вот перечитывая одну из любимых книг своей юности я воспринимаю её уже совсем иначе.
Меньше всего "Реубени" вписывается в упрощённую формулировку "свой"- "чужой", "друг" - "враг".
Князь иудейский в одиночку пытается бороться не только с жестоким миром, но также с косностью, лицемерием и малодушием, с гетто и униженностью внутри себя.
Его одновременно можно воспринимать и как авантюриста, и как героя - ведь за ним нет ни царства, ни армии, о которых он говорит португальскому королю - самому могущественному монарху того времени, в расчете поднять евреев на восстание и совместно с португальцами освободить Иерусалим от мамлюков.
Он воюет с целым миром силами одного бойца, пытаясь избавить своих соплеменников от унижений и нищеты гетто и, в конце концов, проигрывает.
Но и здесь далеко не всё так однозначно.
Да, он проиграл и закончил свои дни в тюрьме.
Но не сдался.
Он остался в памяти народа, таких, как насильственно крещённый, рьяный последователь Реубени, Мольхо.
Как писал другой великий человек "Безумству храбрых поем мы песню".
Вот такие личные воспоминания связаны у меня с этой книгой и её автором, день рождения которого отмечается сегодня.
А книгу это я обязательно перечитаю ещё раз, с Божьей помощью.
"Реубени" из тех книг, в которых каждый раз открываешь для себя что-то новое.
Journal information