В этот день гайдамаки Максима Железняка и Ивана Гонты - руководителей восстания, вошедшего в историю как Колиивщина, вырезали всё польское и еврейское население этого крупного по тем временам города и крепости.
Гайдамаки не жалели даже детей, поднимая их на пики.
По различным оценкам историков, в этой резне было убито от 5 до 20 тысяч человек.
Но ещё красноречивее чем цифры говорит об этой трагедии такой факт: буквально через несколько дней гайдамаки сами оставили эту важную в стратегическом отношении крепость.
А причиной ухода гайдамаков из Умани были... горы мёртвых тел, которые лежали повсюду.
Привычные к крови гайдамаки не выдержали смрада и вида разлагающихся под солнцем тысяч мёртвых тел.
Гайдамаки вполне оправдали название своего восстания - в переводе с украинского колий "колий" означает забойщик скота.
Участники Колиивщины убивали людей как скот, причём не только поляков и евреев, но даже православных, заподозренных в том, что укрывали или пытались помочь несчастным из числа поляков и евреев.
Традицию резни прежде всего евреев заложил ещё Богдан Хмельницкий, который не слишком успешно воевал против польских колонизаторов, но весьма преуспел в массовых убийствах гражданского населения, уничтожив треть евреев Украины.
Сегодня об этом факте предпочитают не вспоминать ни на Украине, ни в Израиле.
Но массовое уничтожение евреев было традицией на Украине по крайней мере со времён Богдана Хмельницкого и до Бандеры.
Впрочем, гайдамакам было у кого учиться.
Например, польский шляхтич пан Хлебовский вешал всех евреев и православных, которых встречал на своём пути, не жалея даже детей.
Причём пан Хлебовский был не один такой.
Не менее важно другое- пан Хлебовский и подобные ему садисты из числа польской шляхты совершали подобные зверства ещё до Колиивщины.
А любимым развлечением у шляхтичей было насыпать православному священнику в сапоги горящих углей или запрячь мученника вместо быка и забить кнутами до смерти.
Евреев польская шляхта использовала в качестве колонизаторов, отправляя в свои имения на Украине в качестве управляющих и ремесленников.
Паны оставались как бы в стороне, а весь гнев селян обрушивался на старавшихся выслужиться перед своими хозяевами, управляющих-евреев.
Впрочем, главными жертвами и шляхтичей, и гайдамаков, становилась прежде всего беднота любого вероисповедания.
У панов переняли гайдамаки и обычай вешать на одном суку, собаку, еврея и священника вместе с табличкой: "жид, собака и лях - одной веры".
Только у поляков вместо ляха был православный священник.
Я хорошо помню уроки истории в школе на Украине времён СССР - прославление Хмельницкого и Гонты, как в украинской классике, так и учителями.
Честной оценки этих исторических событий не было ни тогда, ни сейчас.
У меня нет ненависти ни к украинцам, ни к полякам, ни вообще к кому бы то ни было по национальному или религиозному принципу.
Но я считаю, что строя общее будущее, а в современном мире иначе никак не получится, людям нужно быть честными прежде всего перед самими собой.
Journal information