izyaweisneger


На Святой Земле

История и жизнь


Previous Entry Share Next Entry
Сергей Юльевич Витте
izyaweisneger
29 июня 1849 года родился Сергей Юльевич Витте - выдающийся русский государственный деятель.
Потомки прозвали его дедушкой русской индустриализации и архитектором великой России.
Среди его заслуг перед Россией - крупнейшая в мире по протяжённости железная дорога - Транссиб, начало нефтяной промышленности, заключение почётного для России мирного договора с Японией после сокрушительного поражения при Порт- Артуре, открытие коммерческих училищ по подготовке технических кадров для промышленности России...


(Фото из Википедии)

Почитатели талантов графа Сергея Юльевича Витте назовут среди его заслуг перед отечеством и многое другое: введение золотого стандарта, привлечение в страну иностранного капитала, государственную монополию на спиртные напитки.
Наконец, спасение самодержавия во время Первой Русской Революции - ведь именно Витте историки считают автором знаменитого Октябрьского Манифеста 1905 года.

Нереализованных идей у графа Витте было ещё больше.
Например, он планировал переселить безземельных русских крестьян из центральных областей России в Сибирь - то, что потом пытался осуществить преемник Витте на посту главы правительства Пётр Аркадьевич Столыпин.

Витте даже не раз обвинял Столыпина в плагиате.

Многие достижения Сергея Юльевича Витте были не бесспорными.

Да, будучи министром финансов он сделал очень много для индустриализации России.
Но я бы назвал его скорее дедушкой современного экономического либерализма в России, нежели дедушкой индустриализации.

Действительно, графу Витте удалось привлечь в Россию колоссальные объёмы иностранных инвестиций в Россию и при нём промышленность развивалась небывалыми темпами, а рубль, благодаря золотому стандарту, стал конвертируемой валютой, если можно так выразиться, во всём мире.

Но... Слишком дорого обошлись России и золотой стандарт, и развитие промышленности под иностранные кредиты, и вольница зарубежных инвесторов.

Россия перешла на золотой стандарт тогда, когда США от привязки к драгметаллам отказалась - слишком уж это дорогое удовольствие, крепкий доллар, рубль, иена и т.п.

И особенно дорогим удовольствием крепкий, подкреплённый золотом рубль стал во время Первой Мировой Войны - подкреплять было уже нечем и неизбежная инфляция стала одной из причин Февральской, а затем и Октябрьской революций в России.

Сергей Юльевич Витте был сторонником союза между Россией и Германией.
Но именно он сделал этот союз невозможным, поскольку для индустриализации страны набрал кредитов у англичан, французов и прочих бельгийцев.

Вот за эти кредиты и пришлось царю расплачиваться кровью русских солдат в Первую Мировую.

Да, иностранцы вроде шотландца Юза, основавшего Донецк, построили в России немало промышленных предприятий.

Но они нажились на России гораздо больше, чем дали ей.

Иначе как объяснить тот факт, что перед Первой Мировой Россия была по горло в долгах именно перед теми, кому выдавала выгодные (не для себя) концессии?

В общем, однозначно оценивать наследие Сергея Юльевича Витте, я думаю, не стоит.

Однако его роль в истории России безусловно велика.
И, главное, он был честным человеком, хотя интриги и не только в политике, были ему не чужды.

Это, на первый взгляд противоречие, разрешается достаточно просто: граф Сергей Юльевич Витте был человеком очень волевым, целеустремлённым и привыкшим добиваться своей цели.

Если он считал что-либо правильным или необходимым, никто уже не мог его остановить, даже царь.

В своей карьере он прошёл путь от конторщика на железной дороге до главы царского правительства.

Его головокружительная карьера началась во время русско-турецкой войны 1877-78 годов, когда в срочном порядке необходимо было перебросить на фронт под Плевну 110 тысяч солдат.

Витте, будучи начальником станции, отправлял железнодорожные составы по одноколейной дороге каждые пятнадцать минут.
Это был колоссальный риск, но всё обошлось и после этого Витте заметили при дворе.

Он досконально знал своё дело и даже написал книгу о расчетах тарифов на железных дорогах, которая была последний раз переиздана в 1999 году(!).

Выпускник математического факультета Новороссийского (ныне Одесского государственного университета имени И.И.Мечникова) граф Сергей Юльевич Витте, став начальником департамента железных дорог в министерстве финансов, сумел превратить убыточные железные дороги России в прибыльные: их доход увеличился с 470 тысяч рублей в год до 13 миллионов!

Став министром финансов он стремился превратить Россию в промышленную державу и в поисках средств на это предприятие увеличил налоги на 12% и установил госмонополию на водку.

Последняя давала 28% поступлений в госбюджет.

Его карьера сложилась при двух царях: Александре Третьем и Николае Втором.
С Александром у Витте были доверительные отношения и даже дружеские: царь и его министр с уважением относились друг к другу.

Николая Второго Витте презирал и никогда этого не скрывал.
Но избавиться от своего министра финансов Николай не рискнул: найти замену такой яркой личности как Витте было не просто.

При дворе и в высших эшелонах власти Витте не любили и называли выскочкой, хотя был он графом и происходил, как со стороны отца, так и со стороны матери, из древних дворянских родов.

Но на самом деле коллег-министров и царский двор раздражали прямота Витте и ещё больше его поступки.

Он открыто презирал высший свет и будучи министром финансов женился на разведённой крещённой еврейке Матильде Ивановне (Исаковне) Лисаневич(в девичестве Нурок).

Когда Витте влюбился в Матильду, она была замужем и Сергей Юльевич просил царя добиться для неё развода.
При разводе Витте заплатил бывшему мужу Матильды 20 тысяч рублей отступных.

Царь был немало удивлён и темпераментный Витте тут же заявил государю: -"Если мой брак является препятствием к занимаемой мною должности, я готов подать в отставку сейчас же".

Царь же в ответ сказал, что после этого поступка уважает Витте ещё больше.

Этот важный эпизод из жизни Сергея Юльевича Витте со всей наглядностью демонстрирует его честность - перед самим собой и перед другими людьми.

Так что если он и ошибался в своих решениях по части государственных дел, то это были искренние заблуждения, если можно так выразиться.


Кроме того, Витте был бессребренником.
На государственную службу он поступил с должности управляющего частной железнодорожной компанией и его новый оклад на государевой службе был в три раза меньше прежнего.

Но это не остановило будущего министра.

А в молодости, будучи уже высокопоставленным чиновником, он не раздумывая был готов принести себя в жертву ради спасения самодержавия.
Вступив в тайную дворянскую организацию, планировавшую расправиться с революционерами-народниками их же методами, Витте готовился убить одного из руководителей "Народной Воли".

Витте наверняка выполнил бы свой замысел, но к тому времени организация народников уже фактически самораспустилась.

В общем, при неоднозначной оценке деятельности Сергея Юлиевича Витте, едва ли можно сомневаться в его искренности, незаурядных талантах и исторической роли.


promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 12
Buy for 10 tokens

  • 1
Богата земля русская талантами!

(Deleted comment)
Далеко не всю разницу.

про "почётный для России мирный договор с Японией после сокрушительного поражения при Порт- Артуре" отдельно повеселило.

По сравнению с тем, что требовали японцы, таки да.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account