В советское время эта тема не афишировалась, но помню, как наш учитель истории в школе - отставной военный, на вопрос одноклассницы о судьбе царской семьи прямо сказал, что они были расстреляны, дабы никогда больше ни у кого не было претензий на русский престол(Кстати, учитель был человеком абсолютно русским, если кого это интересует. Убеждённый коммунист, участник Курской Битвы.)
Убийство детей и слуг шокировало меня и тогда, и сейчас.
Но что касается последнего русского царя, то этот приговор, по совокупности преступлений, совершённых Николаем Вторым против собственного народа, я считаю вполне заслуженным.
9 января 1905 года сорокатысячная царская армия учинила жестокую расправу над безоружными рабочими, шедшими к царю просить о помощи с хоругвями и портретами венценосной особы. Солдаты стреляли по колоннам демонстрантов залпами, а уланы топтали и рубили шашками пытавшихся спастись бегством рабочих.
Число убитых и раненых, согласно официальной статистике, исчислялось сотнями, а на самом деле - тысячами. Сам царь в то время, как его армия и полиция чинили кровавую расправу над безоружными людьми в Петербурге, трусливо отсиживался в Москве.
Идти к царю с просьбой о защите русских рабочих заставили невыносимые условия труда и жизни.
Эти условия были, в некотором отношении, страшнее нацистских концлагерей.
А расправа над рабочими 9 января 1905 года - далеко не единственная, учиненная с ведома монарха над своим народом.
Был еще Ленский расстрел, тысячи зарубленных и затоптанных казаками, миллионы заморенных голодом во время голодоморов, которые происходили в царской России каждые пять-десять лет и считались чуть ли не обыденным делом.
В принципе, за одно только Кровавое воскресенье Николай Второй должен был предстать перед Народным трибуналом. Но Временное Правительство побоялось судить последнего русского царя, а большевики - не успели. Во всяком случае, свой приговор Николай Романов вполне заслужил - на совести последнего русского самодержца миллионы погибших русских, да и не русских солдат, которых он безоружными и раздетыми бросил на бойню Первой Мировой, расплачиваясь таким образом за долги своего правительства перед Британией и Францией.
Во всяком случае, простой народ вынес царю приговор задолго до 1918 года, назвав его "Кровавым". Таким он и остался в истории: бездарным, трусливым и кровавым, главнокомандующим, отрёкшимся от престола и бросившим свою армию в самое судьбоносное для страны военное время.
Journal information