Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Category:

Московский театр Габима

История эта достаточно известна.
Но я считаю, что напомнить лишний раз некоторые исторические факты будет не лишним.

Искать национальный театр Израиля вам не придётся: вы сразу же увидите его, оказавшись на одной из центральных улиц Тель-Авива, будь то бульвар Ротшильда, Дизенгоф или Эвэн Гвироль.
Здание театра видно отовсюду, поэтому просто идите вперёд, пока его не увидите.
Чем-то современное здание главного театра страны напоминает мне израильскую молодежь с русскими корнями: их уже не отличить от других уроженцев страны.
Они уже израильтяне во всем- в поведении, в речи, в образе жизни.
Но если они к вам испытывают симпатию, то обязательно с гордостью скажут: -"мои бабушка и дедушка из России", и назовут Москву, Питер, Самару, Киев или одно из местечек Украины в качестве родины предков.

Интересно, а многие ли из них знают, что главный театр их Родины тоже родился и вырос в России? Знают ли о том, что в двадцатых и тридцатых годах прошлого столетия, Габима(кафедра в синагоге. Имелась в виду по-видимому сцена- производное от Хабима, бама.) было вторым названием театра. Все знали артистов Габимы прежде всего как вахтанговцев, да и сами они с гордостью называли себя именно так и с полным на то основанием.

Потому что как театр его действительно создал Евгений Вахтангов, с благословения Станиславского.
А началось все на окраине Российской Империи, в городе Бялостоке, где жил учитель иврита, преподававший в местной гимназии, Нахум Цемах. У этого человека была одна но планенная страсть: театр. И не просто театр, а театр на иврите.

Сначала это был "Еврейский любительский "артистический кружок", тем не менее, ставивший пьесы Мольера на иврите.

Успех в еврейских местечках у театра был оглушительным и Цемах уверовав в свою звезду создал передвижной театр, который ездил по всей Польше и одно время даже выступал в Варшаве.
Трудные годы Первой мировой не поколебали решимости Цемаха и его соратников.
И, более того, провинция стала слишком тесной для режиссера и его труппы и они отправились сначала в Питер, а потом и в Москву.


Артисты Габимы в начале 30-х годов прошлого века (Фото из Википедии).
К чести Цемаха и его труппы следует сказать, что они не были обычными самонадеянными провинциалами, приехавшими покорять столицу. Побывав в Большом и Малом театрах, актеры сразу же осознали, как далеки они от подлинного мастерства. И тут произошло чудо, а может так судьба распорядилась, но Цемаху удалось встретиться со Станиславским, рассказать о своей мечте: театре на иврите и... Станиславский загорелся этой идеей: ставить библейские сюжеты на языке Библии. А на каком еще языке ставить в театре Книгу, если не на ее родном языке?!
Станиславский назначил художественным руководителем театра Евгения Вахтангова, актеры не подвели и спустя пять-десять лет, слава театра гремела уже по всему миру.Вахтанговцы из Габимы побывали и в Палестине, и в Европе, и в Америке. Успех превзошел все ожидания. Пьеса Гадибук, в постановке театра стала классикой мирового театра. Правда не все в жизни театра было совершенно безоблачно. Главным врагом театра оказались вовсе не антисемиты: театр был зарегистрирован без всяких проблем как "драматическое общество Габима" еще до революции. А вот после революции, самым непримиримым противником Габимы стали члены еврейской секции Всесоюзной коммунистической партии большевиков, увидевшие в театре очаг буржуазного национализма. Евсеки, как их называли, не признавали иврит в качестве еврейского языка. Еврейским языком для них был только идиш. А иврит- это язык богослужений и еще буржуазных националистов именуемых сионистами, значит по определению, деятельность театра вредна как для советской власти, так и для самих евреев.
В этой одной из самых первых схваток между двумя языками, между двумя идеями: интеграции и национального пути, между, по большому счету, евреями-коммунистами и евреями загоревшимися национальной идеей, у вторых казалось нет ни единого шанса.
Но тут произошло второе чудо в жизни Габимы: нарком по делам национальностей товарищ Сталин встал на защиту театра, хотя габимовцы никогда не скрывали своего стремления уехать в Палестину( Кроме того, на защиту театра встали такие знаменитые деятели культуры как Ф.И.Шаляпин,
Вл.И.Немирович-Данченко, А.Я.Таиров).
После этого евсеки оставили театр в покое. Более того, Габима получила государственное финансирование.
Но тем не менее, в 1926 году жизнь Габимы в советской России закончилась. Отправившись на гастроли в Ригу, обратно габимовцы уже не вернулись. Театр перестл быть "Московским Театром Габима", хотя грандиозный успех сопутствовал габимовцам-вахтанговцам еще в начале тридцатых годов ив Европе, и в Америке. Во время гастролей в США произошел бунт на корабле против основателя театра Нахума Цемаха. Верность ему сохранили только члены его семьи выступавшие в театре. Они остались с Цемахом в Америке, остальная часть труппы уехала в Палестину.

Цемах умер перед самой войной, повторить успех двадцатых в Америке ему не удалось.

По иронии судьбы, последние свои постановки Цемах ставил уже не на иврите, а на идиш, более понятном местным зрителям. В Тель-Авиве есть улица Нахума Цемаха.

Все, кто приезжают в Тель-Авив так или иначе побывают на этой улице- она расположена прямо на выходе с новой автобусной станции. Разминуться с ней трудно.
В Палестине театр получил статус национального. Его прима- Ханна Ровина, которую Цемах нашел на курсах для воспитательниц детских садов, стала символом национального духа молодого государства.

Здесь ставили свои спектакли Анжей Вайда и Юрий Любимов. Статус театра, как главного и национального, непоколебим, хотя не обошлось и без бунта: вызов Габиме бросили основатели Камерного театра.
Это было молодое поколение израильтян, родившихся в этой стране и желавших создать свой собственный театр, духовные корни которого здесь, в Земле Обетованной, а не "где-то там".
Молодые артисты хотели театр на иврите без русского акцента. И они его создали.
Сегодня оба театра спокойно сосуществуют. Повторить успех Габимы Камерному театру пока не удалось, да и успех тот давно уже стал легендой.

Subscribe

promo izyaweisneger февраль 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments