И меньше всего нацисты предполагали возможность бомбардировок Берлина советской авиацией.
Осуществлённая советской авиацией 8 августа 1941 года бомбардировка Берлина действительно казалась невыполнимой - ведь к этому времени западные районы СССР были уже либо под полным контролем нацистской армии, либо Красной Армии приходилось сражаться на этих территориях в условиях окружения.

(На фото: командир 1-го минно-торпедного авиаполка, осуществившего бомбардировку Берлина, полковник Евгений Преображенский и штурман полка капитан Пётр Хохлов).
Советская авиация в это время понесла огромные потери и шеф нацистской авиации Герман Геринг даже решил, что у Советского Союза больше не осталось самолётов.
Но это было не так.
Налёт на Берлин в Ставке Верховного Главнокомандующего начали планировать ещё 22 июля 1941 года, когда немецкая авиация впервые попыталась прорваться к Москве.
Советскому командованию понадобилось всего две недели, чтобы осуществить свой замысел. Но всё было далеко не так просто.

(Карта полёта советских бомбардировщиков)
Налёт на Берлин был осуществлён силами 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота, имевшей в своём распоряжении самолёты, способные преодолеть расстояние до Берлина и вернуться назад.
Но...
Во-первых, добраться до острова Сааремаа (Эзель) - самой западной точки советско-германского фронта на тот момент было очень не просто!
К этому времени советские войска, оборонявшие Таллин, сражались уже фактически в окружении, а Финский Залив был заминирован.
Нет нужды говорить о том, что аэродром на острове необходимо было подготовить для дальних бомбардировщиков «Ил-4», которые в начале войны считались лучшими в своем классе по основным показателям: скорости, дальности полета и грузоподъемности.
Кроме того, на аэродромы необходимо было доставить топливо, боекомплекты, ну и сами экипажи.
Всё это было выполнено в кратчайший срок силами Балтийского Флота.
Более того, за это же время - 2 недели, советские лётчики успели совершить несколько разведывательных вылетов на Берлин, проверяя возможности советских самолётов.
Но вышеописанные сложности были не единственными.
Главная сложность заключалась в том, чтобы долететь до Берлина, сбросить бомбы и вернуться назад.
А для этого было необходимо преодолеть не только расстояние в 1765 км (1400 - над морем), но и глубоко эшелонированную систему ПВО противника.
Советские самолёты шли бомбить Берлин на максимальной высоте - 7000 км.
Это, однако, не спасло советских лётчиков от обнаружения противником.
Тем не менее, отбомбившись по Берлину, советские самолёты вернулись без единой потери.
И это было не простое везение. Помогло советским лётчикам в выполнении боевого задания... самомнение нацистов.
Они были так уверены в разгроме Красной Армии и уничтожении советской авиации, что немецкие зенитчики принимали советские самолёты за свои, возвращающиеся на авиабазы и не открывали огня.
Кроме того, город был полон огней - нацисты чувствовали себя в полной безопасности.
Да что немецкие зенитчики. Геббельсовская пропаганда представила бомбардировку Берлинасоветской советской авиацией как... налёт британских ВВС.
И хотя Берлин бомбили всего пять советских самолётов, геббельсовская пропаганда представила этот налёт как "атаку 150 британских самолётов. К Берлину прорвались всего 15 самолётов англичан. 9 из 15 прорвавшихся самолётов были сбиты."
С того дня удары советской авиации по Берлину не прекращались в течение почти месяца.
В общей сложности за август-сентябрь 1941 года, советской авиацией на Берлин было сброшено 36 тонн фугасных и зажигательных бомб.
После нацистской оккупации Эстонии бомбардировки Берлина пришлось прекратить.
Но с тех пор немцы уже никогда больше не решались включать свет по ночам.
Journal information