Но вот, что меня поразило.
Критерии, согласно которым определяются Праведники Мира, определены в Израиле очень четко прежде всего в Законе о Памяти Катастрофы (Закон принят в 1951 году).
Определение это гласит:
«Праведники мира (ивр. חסידי אומות העולם, «хасидей умот ха-олам» — праведники народов мира) — неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью».
Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:
«Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея», — пишет о Праведниках мира Википедия.
Есть ещё дополнительные критерии, но и уже вышеприведённая цитата повергла меня в шок. Что значит: «Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея (евреев)»?
А если спаситель спасал не еврея, а, допустим, цыгана, то он уже не праведник?
А если просто помогал антифашистам чем мог или сам жертвовал жизнью в борьбе с фашизмом, то это уже к спасению евреев никак не относится?
Всё-таки Яд ва-Шем учреждение солидное и уважаемое - научный центр, где работает немало известных учёных. Поэтому и поражают подобные критерии, как и статистические данные Яд ва-Шема о том, что на 1 января 2012 года насчитали всего 24 356 праведников мира.
В честь каждого из этих праведников высажено дерево.
Единственная страна, признанная в Израиле праведницей мира и в честь которой посажено дерево, это -Дания.
Но помимо датчан евреев спасали как могли турки, албанцы, марокканцы, тунисцы....
Кстати, турки спасли гораздо больше евреев, чем датчане. Причем помощь на правительственном уровне оказывалась евреям не только в Турции, принявшей на своей территории более 100 тысяч еврейских беженцев, но также в Марокко и в Тунисе, где местные правители отказались выдать своих евреев пронацистскому режиму Виши, в Болгарии, где парламент этой страны отказал совим союзникам-нацистам в депортации местных евреев.
Не выдали своих евреев нацистам адмирал Хорти и ... Муссолини.
Последний даже приказал эвакуировать местных евреев при отступлении итальянской армии из оккупированных районов южной Франции.
Я понимаю, что подобный подход подрывает основу основ израильской идеологии: весь мир против нас, кругом антисемиты, поэтому евреи могут жить только в Израиле.
Но если руководствоваться не родо-племенными критериями, а общечеловеческими, то следовало бы посадить хотя бы по одному дереву в память о воинах-освободителях, прежде всего Красной Армии, которые ценой своих жизней спасли еврейский народ от поголовного уничтожения.
Ну и вообще Холокост видимо следует рассматривать в исторической связи с другими геноцидами, например, цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как евреев, в связи с Геноцидом армян, греков и ассирийцев в 1915 году.
Наивным и неисторичным было бы полагать, что истребление коренных народов Америки или Африки никак не связано с крупнейшими трагедиями двадцатого века.
Гитлер так и заявил однажды, решив уничтожить евреев: "кто сегодня вспоминает Геноцид армян?" - мол, о евреях тоже забудут.
В общем, невозможно избавить человечество от геноцидов, акцентируя внимание на одних трагедиях и одновременно игнорируя другие.
Так я думаю.
Journal information