Фильм задуман как киносага.
Но, по-моему, это явно не "Сага о Форсайтах".
У меня вообще такое впечатление, что фильм снимался по заказу.
Еврейская тема - центральная в этой киносаге. Точнее даже не еврейская, а тема антисемитизма.
Возможно я воспринимал бы этот фильм иначе, если бы не прожил половину жизни в Израиле.
И я ещё хорошо помню дешёвую сионистскую пропаганду, строившуюся из спекуляций на Холокосте и купюрах из еврейской истории с тем, чтобы убедить индоктринируемых евреев: ""Хоть вы здесь родились и выросли и будь вы хоть семь пядей во лбу и сколько бы вы ни сделали для гоев, всё равно всегда будете чужими и вас будут ненавидеть. Только в Израиле вам будет спокойно". Поэтому - добро пожаловать в гетто.
Именно на этой примитивной концепции и выстроен весь фильм.
Семья Зонненштайн живёт в Венгрии и из поколения в поколение поднимается всё выше по ступеням социальной лестницы.
Основатель династии Эммануэль изобретает рецепт особенного вина, который называет "Вкус солнечного света" (Примерно так же переводится и фамилия основателя династии: солнечный свет).
Сын основателя династии становится успешным юристом, его брат - врачом.
Внук становится олимпийским чемпионом, а правнук - сначала офицером госбезопасности, а потом - диссидентом.
Но главное, по мнению автора сценария, не карьерный рост Зонненшайнов, а цена за успех.
По мнению Иштвана Сабо она непомерна, поскольку заставляет главных героев отказаться от самих себя и жить чужой жизнью.
Этот отказ от своего "я" заключается в том, что сын Эммануэля меняет фамилию, а внук меняет даже веру предков.
Успех и благополучие оказываются призрачными и лопаются как мыльные пузыри в разные эпохи.
Сын Эммануэля - Игнац, сменивший еврейскую фамилию на венгерскую и дослужившийся до майора австро-венгерской армии, в конце жизни остается ни с чем, после распада Австро-Венгерской
Сын Игнаца, Адам, ставший олимпийским чемпионом, заканчивает свою жизнь в концлагере - заслуги, титулы и даже крещение в католической церкви не спасли его.
Наконец, сын Адама и правнук Эммануэля, пройдя концлагерь, службу в госбезопасности Венгерской Народной Республики, побывав в диссидентах и отсидев в тюрьме, возвращается к истокам: возвращает себе еврейскую фамилию.
Это, по мнению режиссера и автора сценария и является возвращением к себе, к своему "я".
Но по-моему, человек может быть самим собой тогда, когда имеет собственные мысли, собственное мировоззрение, а не кидается от одной идеологии к другой - от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
А вот когда своих мыслей и мировоззрения нет, тогда и появляется потребность во всевозможных религиях, идеологиях и прочая.
В любом случае, без способности мыслить самостоятельно, приверженность той или иной идее будет фальшивой.
Именно так я увидел патетическую концовку этого фильма.
Да, и ещё. В начале фильма события развиваются почти по библейскому сценарию: Ведь Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Рахель с Леей - все они были братьями и сёстрами.
В фильме Игнац женится на своей двоюродной сестре, а в конце фильма внук Игнаца мирно беседует в постели со своей бабушкой.
В этой последней части семейного просмотра мы не удержались от гомерического смеха, но в общем, фильм - фуфловый, пардон за мой французский.
Journal information