Изя Вайснегер (izyaweisneger) wrote,
Изя Вайснегер
izyaweisneger

Category:

Телеграмма еврейских артистов из Палестины к Геббельсу

Как раз в столетний юбилей национального театра Израиля - Габима, с юбиляром приключился крайне неприятный конфуз.
Незадолго до юбилея, сотрудники израильского Центра по изучению театра обнаружили телеграмму на имя нацистского министра пропаганды Йозефа Геббельса с просьбой разрешить национальному еврейскому театру из Палестины Габима, гастроли в Германии.
Дословно в телеграмме говорится следующее:
"Министру Геббельсу. Национальный еврейский театр Габима из Палестины в октябре (прим.:1937 года)приезжает на национальную ярмарку в Париж и просит разрешения погостить в обществе культуры(прим.: по-видимому, имеется в виду единственная разрешенная нацистами еврейская организация, которая была связана с искусством) в течение двух недель, с 3 ноября.
Пожалуйста, вышлите свой ответ".

Геббельс разрешил. Театр был уже на дороге в Берлин, когда въезд артистам в Германию запретил Герман Геринг.

Как бы сложилась судьба национального еврейского театра, в состав которого в то время входили такие звёзды сцены как Ханна Ровина, Арон Мескин и Шимон Финкель, окажись они в Германии, можно только гадать.

Знаменательно то, что желание у еврейских артистов из Палестины гастролировать в Германии возникло в 1937 году - именно этим годом датирована телеграмма к Геббельсу.

Спустя год произошел еврейский погром в Берлине, известный в истории как "Хрустальная ночь", а до -этого - депортация евреев Австрии и Чехословакии.
Ну а дальше - Варшавское Гетто и Конференция в Ванзее, Освенцим и Бухенвальд...

Но ещё в 1935 году на съезде нацистской партии в Нюрнберге были приняты, так называемые, Нюрнбергские законы, после чего евреи Германии были изгнаны из государственных учреждений, университетов, армии... отовсюду.

В еврейском анклаве Палестины об этом не могли не знать.
Впрочем, соглашение о трансфере (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A5%D0%B0%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0) между сионистами и нацистами было подписано ещё раньше - в 1933.

И, поскольку театр Габима уже в то время был национальным, едва ли руководство еврейского анклава в Палестине не знало о желании труппы гастролировать в Германии.

Каковы были мотивы, побудившие артистов и руководство Габимы отправить телеграмму Геббельсу, ответят исследователи этой истории.

Кстати, об истории. Габима родилась в России.

В двадцатых и тридцатых годах прошлого века артистов Габимы знали прежде всего как вахтанговцев, да и сами они с гордостью называли себя именно так, и с полным на то основанием.
Потому что как театр, Габима был создан Евгением Вахтанговым, с благословения Станиславского.
А началось все на окраине Российской Империи, в городе Бялостоке, где жил учитель иврита, преподававший в местной гимназии, Нахум Цемах. У этого человека была одна но планенная страсть: театр. И не просто театр, а театр на иврите. Сначала это был "Еврейский любительский артистический кружок", тем не менее, ставивший пьесы Мольера на иврите.

Успех был оглушительный и Цемах уверовав в свою звезду создал передвижной театр, который ездил по всей Польше и одно время выступавший в Варшаве.
Трудные годы Первой мировой не поколебали решимости Цемаха и его соратников, и более того, провинция стала слишком тесной для режиссера и его трупы и они отправились сначала в Питер, а потом и в Москву.
К чести Цемаха и его труппы следует сказать, что они не были обычными самонадеянными провинциалами, приехавшими покорять столицу. Побывав в Большом и Малом театрах, актеры сразу же осознали, как далеки они от подлинного мастерства.
И тут произошло чудо, а может так судьба распорядилась, но Цемаху удалось встретиться со Станиславским, рассказать о своей мечте: театре на иврите и... Станиславский загорелся этой идеей: ставить библейские сюжеты на языке Библии. А на каком еще языке ставить в театре Книгу, если не на ее родном языке?!
Станиславский назначил художественным руководителем театра Евгения Вахтангова, актеры не подвели и спустя пять-десять лет, слава театра гремела уже по всему миру.
Вахтанговцы из Габимы побывали и в Палестине, и в Европе, и в Америке.
Успех превзошел все ожидания. Пьеса Гадибук, в постановке театра стала классикой мирового театра. Правда, не все в жизни театра было безоблачным.
Правда не все в жизни театра было совершенно безоблачно. Главным врагом театра оказались вовсе не антисемиты: театр был зарегистрирован без всяких проблем как "драматическое общество Габима" еще до революции.
А вот после революции, самым непримиримым противником Габимы стали члены еврейской секции Всесоюзной коммунистической партии большевиков, увидевшие в театре очаг буржуазного национализма.
Евсеки, как их называли, не признавали иврит в качестве еврейского языка. Еврейским языком для них был только идиш.
А иврит- это язык богослужений и еще буржуазных националистов именуемых сионистами, значит по определению, деятельность театра вредна как для советской власти, так и для самих евреев.
Но тут произошло второе чудо в жизни Габимы: нарком по делам национальностей товарищ Сталин встал на защиту театра, хотя габимовцы никогда не скрывали своего стремления уехать в Палестину( Кроме того, на защиту театра встали такие знаменитые деятели культуры как Ф.И.Шаляпин,Вл.И.Немирович-Данченко, А.Я.Таиров).
После этого евсеки оставили театр в покое. Более того, Габима получила государственное финансирование.
Но, тем не менее, в 1926 году жизнь Габимы в советской России закончилась. Отправившись на гастроли в Ригу, обратно габимовцы уже не вернулись.
Театр перестал быть "Московским Театром Габима", хотя грандиозный успех сопутствовал габимовцам-вахтанговцам еще в начале тридцатых годов в Европе, и в Америке.
Во время гастролей в США произошел бунт на корабле против основателя театра Нахума Цемаха. Верность ему сохранили только члены его семьи, выступавшие в театре.
Они остались с Цемахом в Америке, остальная часть труппы уехала в Палестину.
Цемах умер перед самой войной. Повторить успех двадцатых в Америке ему больше не удалось. По иронии судьбы, последние свои постановки Цемах ставил уже не на иврите, а на идиш, более понятном местным зрителям.
В Палестине театр получил статус национального. Его прима - Ханна Ровина, которую Цемах нашел на курсах для воспитательниц детских садов, стала символом национального духа молодого государства.
Здесь ставили свои спектакли Анжей Вайда и Юрий Любимов.
Статус театра как главного и национального, непоколебим, хотя не обошлось и без бунта: вызов Габиме бросили основатели Камерного театра. Это было молодое поколение израильтян, родившихся в этой стране и желавших создать свой собственный театр, духовные корни которого здесь, в Земле Обетованной, а не "где-то там".
Сегодня оба театра спокойно сосуществуют. Повторить успех Габимы, Камерному театру пока не удалось.
Да и успех самой Габимы, уже давно стал легендой.


Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 22:40: Мой комментарий к записи «Коровушки» от abyssal_being https://t.co/Rq6QKgXSVV Вт, 23:27: Поздравление Иуде…

  • Мои твиты

    Пн, 20:07: БАГАЦ распорядился признавать пройденные в Израиле реформистские и консервативные гиюры Высший суд справедливости…

  • Мои твиты

    Пн, 02:15: Ну так в этом ещё Гитлер убедился, что русские непрошибаемый народ.))) https://t.co/58qy2q5X0s

promo izyaweisneger february 14, 2017 08:00 13
Buy for 10 tokens
На дружбу дружбой отвечаю. На вражду - враждой. На комментарий - комментарием. На репост - репостом(Без порно и политики.) На лайк - лайком. :-)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments