Фильм относительно старый, 1999 года, но из категории классики кино. Или проще говоря - для вечности.
Речь о фильме "Якоб-лжец" по книге Юрека Беккера, ребёнком пережившего Холокост.
Многие уже наверняка видели этот фильм.
Почему я не посмотрел его раньше?
Честно говоря, Спилберг отбил у меня всякое желание смотреть американские фильмы о Холокосте, а равно и о Второй Мировой Войне.
У меня уже давно сформировалось стойкое неприятие по отношению к американской кинопродукции, с её идиотским жлобоватым юмором, изобилием спецэффектов, вольной интерпретацией истории и примитивной по содержанию.
Я подчеркиваю, это отношение именно к кинопродукции, а не к кино.
Современное российское кино в этом отношении не намного лучше.
Но если говорить не о продукции, а о кино, то Америка дала миру таких гениев, как Скорсезе, Коппола, Тарантино, Оливер Стоун, создавших гениальные фильмы.
Критерий гениальности прост: глядя на гениальное произведение искусства, читая гениальную книгу или во время просмотра такого же фильма, вы забываете обо всём: о срочных делах, о желании покурить, выпить кофе и прочая.
Это ещё Чехов сказал.
Вот примерно то же самое произошло и со мной вчера, когда я смотрел "Якоб-лжец".
Фильм этот из этой же серии. Я забыл про срочную работу и вообще про время...
Главный герой - Якоб Хаим, с виду ничем не примечательный человек, один из многих узников Варшавского гетто.
Да он и сам не высокого мнения о себе. Бывший владелец закусочной, высшим достижением своей жизни он считает оладьи с начинкой из джема.
И вдруг... Он становится пророком, потому что знает то, чего не знают другие.
А знает он о наступлении Красной Армии. Он услышал об этом в доме коменданта.
Короче говоря, этот невзрачный с виду человек дает узникам гетто надежду.
Он сочиняет оптимистические истории, которые, якобы, слушает по радио, которого у него на самом деле нет.
На мой взгляд здорово в этом фильме схвачена суть еврейства, давшего миру Пятикнижие и Иисуса.
Жизнь тяжела, жестока и для осмысленности, нашему существованию нужна цель и не меньше - надежда.
Пускай сказочные, но укрепляющие веру человека в себя и в осмысленность мира вокруг.
Из этой веры рождается познание и человек может, как со свечой, двигаться в бесконечном тоннеле неизведанного...
В фильме мифические истории Якоба возвращают людям надежду, а с ним - чувство человеческого достоинства и решимость бороться за жизнь.
На борьбу с мифом поднимаются ГЕСТАПО и целая армия нацистов, которые ищут... несуществующее радио.
Вот в этом сюжете отлично продемонстрированы жестокость и бессилие зла против хрупкого, на первый взгляд, добра в виде сказок о скором освобождении.
При всей кажущейся мощи, зло нацизма пусто изнутри - в нем нет ни морали, ни жизни.
И наоборот, при всей кажущейся эфемерности добра, оно способно материализовать самые несбыточные надежды.
"Вначале было Слово".
И действительно, спасение приходит к несчастным в виде Красной Армии.
Приходит тогда, когда это спасение уже никто не ждет.
Только сам спаситель, Лжец Якоб, погибает.
И это уже христианский мотив в еврейской саге.
На мой взгляд разделять Старый и Новый Заветы - рвать по живому величайшую в истории Книгу.
Должен отметить великолепную, гениальную игру исполнителя главной роли Робина Уильямса, сыгравшего не столько еврея, сколько великого духом человека.
Завидую тем, кто ещё не смотрел этот фильм - у них ещё всё впереди.
http://baskino.me/films/voennye/10434-yakov-lzhec.html
Journal information